Минск - Помимо неистовых переговоров о том, как спасти Португалию и Грецию, еще одна периферийная европейская страна борется за свое финансовое спасение. Но Белоруссия в плане поиска путей выхода из кризиса смотрит не в сторону Европейского Союза или Международного валютного фонда, а в направлении группы постсоветских республик во главе с Россией.
Владимир Путин, российский премьер-министр, прилетел в Минск в четверг, чтобы предложить Белоруссии 3 миллиарда долларов кредитов на три года от имени Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в обмен на проведение экономических реформ и приватизацию государственных компаний - за счет чего Россия может получить контрольные пакеты в белорусских стратегических активах, таких как нефтеперерабатывающие предприятия и трубопроводы.
«Это поможет улучшить настроения инвесторов», - говорит Анастасия Головач, аналитик из «Ренессанс-Капитала». «Но Белоруссии определенно придется что-то за это заплатить, и «Белтрансгаз» (оператор газопровода восток-запад, по которому природный газ идет из России в Евросоюз) станет этой ценой».
Москва смакует неудобство и беспокойство Александра Лукашенко, а сам авторитарный белорусский лидер, который давно находится в колких отношениях с Россией, прилагает усилия, чтобы успокоить растущую панику, которая окружает белорусскую экономику.
Белоруссия погрузилась в пучину кризиса платежного баланса, дефицит текущего счета вырос до 16% от валового внутреннего продукта (ВВП), а валютные резервы уменьшились настолько, что покрывают теперь лишь месяц импорта. Центральный банк ввел множественные обменные курсы, принимая во внимание крах курса рубля на черном рынке.
Небольшие группы людей ждут возле обменных пунктов в жалкой надежде купить евро или доллары. Хотя запасы в магазинах имеются, недостаток ряда импортируемых товаров, таких как шоколад или памперсы, начинает проявляться. На минском овощном рынке покупатели шокированы быстро растущими ценами.
«Я привык иметь возможность, продав один килограмм редиски, заработать достаточно, чтобы купить один доллар - теперь мне для этого надо продать два килограмма», - говорит Людмила, грузная женщина в синем платье, смотря на пожилую женщину, которая нерешительно взяла капусту, потом глянула на цену и ушла. «Жизнь становится значительно тяжелее».
Ее соседка Елена сказала, что держит все свои сбережения дома в долларах. «Я не доверяю банкам».
Экономическая модель, которая позволила г-ну Лукашенко править этой по большей части нереформированной бывшей советской республикой с десятимиллионным населением с 1994 года, рухнула. Многие годы Белоруссия была островком постсоветской стабильности, во многом за счет импорта дешевой нефти из России, которая затем перерабатывалась в Белоруссии и экспортировалась на Запад уже в виде нефтепродуктов с ощутимой прибылью.
Несколько лет назад Россия потеряла терпение по отношению к непостоянному г-ну Лукашенко, который не выполнял обещания привести Белоруссию к более тесному союзу с Россией, и начала поднимать цены на энергоносители.
Белоруссии пришлось обратиться к МВФ в 2009 году за помощью во время глобального экономического кризиса, но г-ну Лукашенко не удалось воспользоваться передышкой, которую предложила программа помощи, и он принял решение не реформировать 70% экономики, контролируемые государством. Перед последними президентскими выборами, прошедшими в прошлом году, он увеличил расходы, поднял зарплаты в государственном секторе примерно на 50%, чем еще больше дестабилизировал экономику.
Сергей Чалый (Siarhei Chaly), независимый экономист, отметил: «Мы на грани пропасти. Мы запустили инфляционную спираль, которая приведет к обнищанию населения».
Даже эта щедрость не смогла остановить рост поддержки расколотой оппозиции, а жестокое подавление несогласных режимом Лукашенко после выборов уничтожило для г-на Лукашенко возможность маневрировать в поисках поддержки между Россией и Западом.
Прогноз мрачный. «Мы тут движемся в направлении Зимбабве», заявил иностранный дипломат, работающий в Минске.