Экономика Белоруссии, которой сейчас чрезвычайно не хватает валюты, может остаться и без российских кредитов. Об этом заявил министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин. Он сказал, что Москва может ограничить кредитную поддержку Белоруссии, если официальный Минск будет препятствовать работе российских СМИ.
Российские финансисты могут ограничить кредиты для Белоруссии не только напрямую, но и косвенно. Второй вариант стал особенно актуальным и конкретным как раз сегодня, когда Андрей Донских – один из заместителей президента-председателя Сберегательного банка России Германа Грефа – сообщил, что банк начал обсуждать возможность кредитования покупки компанией Сулеймана Керимова «Нефть Москва» контрольного пакета акций «Беларуськалия».
Керимов, который якобы уже пообещал передать Белоруссии один миллиард долларов в качестве предоплаты за «Беларуськалий», сам просит деньги у российского Сберегательного банка. Выдадут ли ему взаймы? Некоторые политологи выражают сомнения в этой сделке. Они увеличились после заявления Алексея Кудрина.
Так, Андрей Суздальцев сказал «Свободе»:
- Состоится ли эта сделка, большой вопрос. Сделки такого уровня действительно решаются в Кремле. Дать такой огромный кредит стоимостью Сберегательного банка – это очень серьезное дело. Этот вопрос решается на чрезвычайно высоком уровне. И на этом уровне, естественно, будут обсуждаться перспективы существования режима Лукашенко и перспективы отношений между Москвой и Минском.
К продаже «Беларуськалия» отрицательно относится и белорусская оппозиция. Об этом говорится, например, в антикризисной программе, которую подготовили эксперты Объединенной гражданской партии. Говорит лидер партии Анатолий Лебедько:
- Что касается Солигорска, то есть перечень предприятий, на которые должно быть наложено табу. «Беларуськалий» – это наша единственная природная монополия. И, естественно, она должна оставаться за государством. Это абсолютно понятно. Естественно, мы за приватизацию. Но вместе с тем мы говорим, что есть перечень предприятий, которые должны находиться в руках государства, в том числе и солигорский комбинат.
Снова обострилась и «молочная» война между Минском и Москвой. 14 июня Национальный совет производителей России предложил ограничить импорт в страну белорусских сыров по демпинговым ценам. Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник пообещала в этом разобраться и возможно повторить операцию с сухим молоком, которое из Белоруссии временно не ввозится.
Комментирует белорусский экономист Михаил Залесский:
- Получается так, что россияне, несмотря ни на какие соглашения, защищают свой рынок. А мы – свой. Чем наши сыры им помешали? Низкой ценой. А почему цена низкая? Потому что сельскохозяйственные предприятия получают дотации. А как они их получают, откуда? Из российских кредитов.
Андрей Суздальцев называет нынешние отношения России и Белоруссии «очень неровными»:
- Сейчас в них небольшая пауза. То есть, Москва для себя определенные вопросы поставила. И теперь нельзя рассчитывать на то, что Москва будет в прежних объемах поддерживать Лукашенко и иметь с ним контакты. Здесь нужно обратить внимание на то, что Медведев с ним от декабря прошлого года ни разу не встречался. Лукашенко находится в изоляции. И, пожалуй, уже навсегда.
Перевод: Светлана Тиванова