Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рокировка российского тандема: белорусский аспект (Часть III)

© коллаж ИноСМИРусский разлом
Русский разлом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Необходимо отдать должное белорусскому руководству. Оно занимается валютными экспериментами, не только не имея реальных резервов, но и активно применяя в столь сложном и опасном деле пиар-технологии стандартов привычной для республики пиар-кампании по очередным «выборам» вечного президента или пропаганды «достижений процветающей Белоруссии».

«Делать вид, что ты что-то знаешь, труднее, чем это узнать».

Агата Кристи


Валютная авантюра

Завершившаяся неделя запомнится гражданам Белоруссии окончанием эксперимента по ликвидации валютного дефицита для граждан Белоруссии посредством использования средств самих граждан. Курс белорусского рубля (более 9 тысяч рублей за доллар США) упал ниже уровня начала сентября, т.е. момента, когда введение дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже обещало решение проблемы отсутствия долларов в обменных пунктах и открывало перспективу выхода на единый курс.

Необходимо отдать должное белорусскому руководству. Оно занимается валютными экспериментами, не только не имея реальных резервов, но и активно применяя в столь сложном и опасном деле пиар-технологии стандартов привычной для республики пиар-кампании по очередным «выборам» вечного президента или пропаганды «достижений процветающей Белоруссии». Во всяком случае, замену реальных валютных интервенций на дополнительной сессии жизнеутверждающими уверениями, что «люди несут сдавать валюту» и «курс доллара падает столь стремительно…» можно считать новым словом в валютно-финансовой сфере. Если после событий в Ливии в мире заговорили о виртуальной войне, как о свершившемся факте, то в Белоруссии открыла миру феномен виртуальной «победы» над экономическим кризисом.

Стоит напомнить, как театрально сокрушался о судьбе доллара А. Лукашенко, публично советуя Н. Ермаковой приготовиться спасать американскую валюту, которой при столь «единственно правильной» политике белорусского руководства скоро придется оклеивать дачные туалеты. Однако, вопреки утопическому прогнозу Лукашенко, событийный ряд, впрочем , как и всегда, сложился прямо противоположным образом.

Экзотическая технология замены реальной валюты виртуальными образами, что сродни базарному жульничеству, достаточно адекватно отражает не только образ мыслей белорусского руководства, но и его интеллектуальный уровень, однако эта авантюра едва ли позабавила белорусское население… Не обошлось и без определенной доли чиновничьего идиотизма . В анналы истории, безусловно, войдет неподражаемое заявление министра финансов Андрея Харковца, умудрившегося уверять, что нет ничего страшного в провале обязательства по выходу на единый курс белорусского рубля ,которое является одним из условий получения очередного транша кредита АФ ЕврАзЭс: « Однако мое понимание вопроса следующее. Если это мероприятие будет реализовано, но несколько позже, то мы вправе рассчитывать, что оно будет оцениваться как исполненное, хоть и с задержкой. И это не будет препятствием, чтобы не продолжать работу в рамках наших соглашений». Выступая перед нами в амплуа клоуна из «Комеди – клаб», поднаторевшего в разговорном жанре, министр видимо не понимает, что нельзя быть частично беременным: или есть единый курс , или нет министра. Ведь нельзя прийти к кредитору и сказать ему: « Считай, что я вернул тебе деньги сегодня, хотя на самом деле я их тебе отдам через два-три месяца, если вообще отдам». Могут побить…

Проблема в том, что в белорусском руководстве такого рода шутов просто пруд пруди. В качестве примера стоит напомнить, что последние 4-5 недель белорусские власти демонстрировали резкое снижение интереса к внешнему заимствованию, утверждая, что финансовые вопросы уже потеряли свою остроту. В частности, власти заявляли, что тот же кредит МВФ носит символический характер и способствует росту внешних инвестиций, не забывая при этом совсем не символически «застолбить» от 7 до 8 миллиардов долларов. Попутно выяснилось, что официальный Минск не очень заинтересован в кредите от Сбербанка России. Мол, взять кредит у Сбербанка, конечно, можно, но только ради создания все-той же пресловутой «подушки безопасности», которую белорусские власти собираются «набить» еще с марта текущего года. Однако валютные «подушки с перинами», а также прочие «матрасы» все как-то не растут в белорусских золотовалютных резервах. Вместо этого целые делегации терзают больного Уго Чавеса, вымаливая хотя бы каких-то несколько миллиардов долларов. И это на фоне того, что Москва мгновенно «отстегивает» тому же президенту Венесуэлы 4 миллиарда долларов, что приводит белорусское руководство («единственный союзник») в состояние в состояние когнитивного диссонанса.

Но игра продолжается, и белорусские должностные лица, едва ли не демонстративно зевая, усиленно создают впечатление, что валюты в стране просто несметное количество, а весь мир едва не силой пытается навязать Белоруссии деньги. В общем, Минск готов брать кредиты исключительно для того, чтобы не обидеть кредиторов.

На самом деле, при пристальном наблюдении обнаруживается не просто страшный дефицит валюты, но и лихорадочные попытки белорусских властей вытянуть кредиты у кого угодно и сколько угодно. Но это еще полбеды.

Беда же в том, что осенняя валютная авантюра белорусских властей основывалась на уверенности А. Лукашенко, что деньги в страну вот-вот придут, и в самый критический момент можно будет щедрой рукой бросить валюту в обменники и на дополнительную сессию. Но деньги не пришли. Более того, уже пошла предпоследняя неделя октября ,а обещанного второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс как-то не видно. Возникает неприятное ощущение, что белорусский президент сам поверил в собственный миф.

Но ничего не проходит бесследно. В каждой неудаче есть и крупица полезного опыта. Во всяком случае валютный эксперимент в очередной раз предоставил истэблишменту России возможность в какой-то мере оценить всю авантюристичность экономической политики, проводимой белорусским руководством.

Что с республикой?


Как уже отмечалось в предыдущих публикациях, в преддверии мартовских 2012 года президентских выборов в России переоценка современной Белоруссии российским политическим классом происходит по нескольким проблемным направлениям:

- участие республики в интеграционных проектах, инициированных Россией. К этой же проблеме относится вопрос об объективной готовности Белоруссии к реальной интеграции в рамах Единого экономического пространства;

- перспектива политико-экономической эволюции А. Лукашенко в новых условиях, в которых оказалась республика в 2011 году;

- способность А. Лукашенко организовать очередную «маятниковую» игру по линии «Москва-Брюссель» (эта тема еще ждет своего освещения).

Мы уже рассмотрели проблему участия Белоруссии в интеграционных проектах на постсоветском пространстве, инициированных Россией, и пришли к выводу, что конфликт с Минском при входе Белоруссии в Единое экономическое пространство неизбежен, о чем и говорилось в предыдущей статье, вышедшей 10 октября. Безусловно, российские власти понимают исходящую от Белоруссии угрозу проекту ЕЭП, о чем свидетельствует интервью Г. Грефа от 14 октября: «Россия и Казахстан намного лучше, чем Белоруссия, готовы к Единому экономическому пространству Таможенного союза. Интеграция с Белоруссией требует еще очень большого объема совместной работы. Если эту работу не провести, то, мне кажется, мы можем получить не всегда тот эффект, который мы ожидаем».

Разумеется, республику надо готовить к вступлению в ЕЭП. Однако, вместо реальных структурных экономических реформ, власти РБ заняты собственным экономическим выживанием:

- власти при помощи двух валютных курсов продолжают политику фактического ограбления населения республики с целью быстрого обогащения белорусской олигархии. В республике уже сейчас более 10 тысяч долларовых миллионеров. Между прочим, не будет новостью и то, что правоохранительные органы Белоруссии нацелены на охрану прав имущих. Ни о каком социальном государстве и речи нет ( в Белоруссии нет даже российского аналога «материнского капитала» - более 10 тыс. долларов за второго ребенка).

- власти в бешенном темпе укрепляют госсектор в экономике, используя все возможные и невозможные юридические и организационно-хозяйственные методы, включая пресловутые холдинги, хотя понятно, что все эти «холдинги» будут вышиблены из общего рынка ЕЭП в течение нескольких месяцев по причине абсолютной неконкурентоспособности. Руководство страны этого боится, вкладывает огромные деньги в ускоренную модернизацию производств, но все это бесполезно… Ведь по большей части используются технологии вчерашнего дня, все разворовывается и «распиливается» через сотни «приближенных» фирм и фирмочек. Госсектор и коррупция не могут жить друг без друга.

- власти активно ищут возможности для вторичного использования Таможенного Союза и Единого экономического пространства. Схемы замещения уже освоены. К примеру, белорусское мясо по максимуму экспортируется в Россию, на внутренний рынок завозится польское мясо – скрытая контрабанда. Правда, сейчас мало завозится – валюты нет. В последние недели добавились новые схемы таможенной очистки легкового автотранспорта, пошлины за который, уравненные в рамках ТС, оплачиваются белорусскими рублями по курсу (естественно) Национального Банка. Пока разворачивается главный партнер РБ по освоению ЕЭП( КНР) ищутся и иные схемы.

Исчезают последние сомнения в готовности белорусских властей к проведению реальной приватизации. Судя по всему, Минск так и не продаст до конца года последний пакет акций «Белтрансгаза», как, впрочем, и другие более-менее ликвидные активы, включая «Беларуськалий». Власти настроены сохранить все, как было до кризиса, видя в стабильности белорусской экономической модели залог устойчивости собственной власти. Выход из кризиса представляется только в формате внешних заимствований.

Как отмечают в Москве, белорусское руководство, выбрав только один способ решения экономических проблем – кредитный, упорно не желает видеть глубину кризиса, в которой оказалась экономика республики. Власти надеются вернуться в исходное состояние декабря 2010 г., не желая понять, что для этого республика должна получить откуда-то не менее 9-11 млрд. долларов. Причем не кредитов, или инвестиций, а денег, которые нет необходимости оформлять в долги. Фактически нужен внешний спонсор, легко расстающийся с миллиардами.

Надежды на то, что Россия просто выдаст Белоруссии в качестве дара столь огромную сумму, иллюзорны. Сейчас Москве предлагают купить то Грецию, то Испанию, что, однако, только раздражает Кремль и российский Белый Дом. Но там, в этих странах Евросоюза, есть, что купить. Во всяком случае, есть надежда, что эти вложения окупятся, чего не скажешь про Белоруссию.

Проблема еще и в том, что если даже дать Минску эти деньги, то через год кризисная ситуация вернется в исходную стадию. Деньги проедят и «распилят», как уже произошло с первым траншем Антикризисного фонда ЕврАзЭс (исчез без следа).

Стоит напомнить, что и возможный очередной кредит МВФ частично пойдет на обслуживание кредита МВФ от 2008 – 2009 гг. (3,5 млрд. долларов). Республика перезанимает, а скоро, благодаря «Беларуськалию» будет перезакладывать… Белоруссия начинает напоминать пропившегося алкоголика, что крутится между ломбардом, сердобольными соседями и барахолкой «Поле чудес», куда он таскает изрядно ветхое , еще советское «наследство», пытаясь прожить хотя бы еще один день.

Ясно одно, входить в таком ужасающем экономическом состоянии в ЕЭП республика не может. Ее экономика будет просто смята экономическими локомотивами России и Казахстана. Стоит напомнить, что белорусская экономика меньше российской в 40 (сорок) раз.

Понятно, что процедура вхождения будет максимально растянута, но беда в том, что на реабилитацию у Минска уже не осталось ни времени, ни средств. Между прочим, это понимает и А. Лукашенко. Выступая 7 октября перед российскими журналистами, белорусский президент говорил, что вместе с Россией Белоруссия устоит перед лицом любого кризиса, при этом утверждая, что Белоруссии есть, что предложить Москве. Вот только не очень понятно, что… из того, чего у России нет, а у Белоруссии есть, да еще в эксклюзивном варианте.

Москва, понимая слабость позиций Минска, тем не менее, уверена, что республика бесповоротно войдет в ЕЭП. У нее нет иного выбора. Учитывая, что ЕЭП, а в будущем и Евразийский Союз, взяты В. Путиным в качестве одного из предвыборных лозунгов, говорить о какой-либо российской политике, направленной на смещение А. Лукашенко не приходится. Белорусский президент, словно бурлак на Волге, постепенно втягивает республику в очередной интеграционный проект. Менять одного «бурлака» на другого в столь ответственный период означает серьезно ослабить ЕЭП, сделав его «двойкой», что на фоне продолжающегося непростого российско-украинского диалога было бы контрпродуктивно.

Тем не менее, несмотря на запрограммированную пассивность будущего четвертого российского президента в отношении А. Лукашенко, объективно возник страшный своей неотвратимостью парадокс - чем активнее А. Лукашенко будет действовать в процессах постсоветской интеграции, тем у него будет больше надежд на сохранение в его руках власти в Белоруссии. Но одновременно, чем глубже Белоруссия входит в ускоряющуюся региональную экономическую интеграцию, тем быстрее деградирует и разрушается белорусская экономическая модель – основа власти А. Лукашенко. В итоге, через определенное время, вместе с развитием процессов втягивания белорусской экономики в единый рынок ЕЭП, белорусский президент будет окончательно «завязан» на поддержку России, не имея какой-либо серьезной политико-социальной поддержки в самой Белоруссии. Его власть объективно «провиснет»… Перефразируя известное историческое изречение: «Стимулировав интеграцию, от интеграции и погибнет», необходимо уяснить, что А. Лукашенко неотвратимо пилит сук, на котором сам сидит… Иного выхода у него просто нет, если не считать того, что белорусский президент, по традиции, думает, что он сможет всех перехитрить. В Москве это хорошо знают…