Президент Лукашенко присвоил звания генерал-майора губернаторам белорусских областей и мэру Минска и призвал укреплять территориальную оборону.
«Он с сегодняшнего дня - генерал-майор, - указал Лукашенко на председателя Минского горисполкома Николай Ладутько, до четверга бывшего только подполковником запаса. - Он головой отвечает за территориальную оборону. И это его право, проинформировав президента, разворачивать всю территориальную оборону. Если президент одобрит, пусть разворачивает».
Высокие военные звания руководители территориальных структур имели в Белоруссии в пору Советского Союза, но ни один из секретарей обкомов не был генералом.
«Нам надо сохранить нашу страну. А если все будут видеть, что мы этим серьезно занимаемся, - они сюда никогда не сунутся», - объяснил Лукашенко.
В Белоруссии проходят командно-штабные учения территориальной обороны, и в «партизаны», как по советской традиции называют призыв на сборы военнослужащих запаса, отправлено несколько тысяч человек. Лукашенко распорядился проводить «партизанские» учения ежегодно в одном из районов Минска.
Президент Белоруссии и главнокомандующий потребовал сделать территориальную оборону страны столь эффективной, чтобы при необходимости задействовать в ней 120-150 тысяч человек.
Между тем численность регулярной белорусской армии, по данным официального сайта министерства обороны, как минимум втрое меньше: 65 тысяч человек, из которых 15 тысяч - гражданский персонал.
Бизнесменам «есть что терять»
Экс-министр обороны Белоруссии Павел Козловский напоминает, что территориальная оборона - важный фактор во времена войны или реальной военной угрозы, когда местные структуры власти должны четко знать, как действовать в чрезвычайной ситуации.
«Это нормальная практика, существующая во многих странах», - замечает Козловский.
На опыт последней из выпавших на долю Белоруссии войн - Великой Отечественной - сослался и президент Лукашенко.
«Нам надо помнить историю, опыт Великой Отечественной войны, и извлекать уроки», - заявил белорусский президент, заметив, впрочем, что «нам войны не надо. Вряд ли нам придется разворачивать территориальную оборону».
По словам Лукашенко, территориальные войска - не только эффективное средство обороны государства в случае внешней агрессии, но и способ экономии в стране, где нет возможности и необходимости содержать большую армию.
«У нас такой возможности сегодня нет - и не нужно, но надо подготовить население, чтобы оно могло в нужный момент выполнить свои функции. Это будет самая эффективная оборона нашего государства. Потому что они непосредственно пришли из дома, из коллектива, и они будут все знать, что происходит", - объяснил белорусский президент и главнокомандующий.
«Бизнесмены должны быть ядром этих формирований, ведь им есть что терять», - сказал Лукашенко, оценивая состав призванных из запаса на время нынешних учений.
С кем воевать?
«Белоруссия в кольце врагов» - излюбленный прием местной пропаганды в ситуациях, грозящих руководству страны потерей народного доверия, отмечают аналитики.
«Восточный фронт» обозначался во время трудных переговоров по газу и «молочной войны» с Россией, «фронт» западный в риторике официального Минска присутствует регулярно.
«Понятно, что никакие орды НАТО не рвутся в нашу Синеокую. Но «арабская весна» и твитер-революции наградили белорусские власти фобиями, и Минск сейчас демонстрирует неадекватную своему положению милитаризацию сознания», - полагает политический обозреватель Александр Класковский.
Эксперты отмечают, впрочем, что «поставить страну в строй» Лукашенко вынуждают внутренние экономические обстоятельства.
В условиях затяжного финансово-экономического кризиса Лукашенко формирует своеобразную «военную» вертикаль в помощь вертикали административной, полагает военный аналитик Александр Алесин.