Россияне больно щелкнули своих вождей по носу. Мало того что на думских выборах 4 декабря посадили в галошу правящую партию, так еще и десятками тысяч вышли на улицу, требуют честных выборов. Не правда ли, весьма знакомый белорусам лозунг? Равно как до боли знаком и нонконформистский гимн Цоя, звеневший над Болотной площадью Москвы 10 декабря.
Еще по теме: Право России на демократию
В Минске тоже была Площадь. И молодежь в порыве «революции аплодисментов» тоже вдохновлялась звенящим девизом Цоя: «Перемен!». И впереди у белорусов тоже выборы в парламент. И власть, такая же несменяемая, как в России, мотает на ус уроки кремлевской «управляемой демократии».
Каково же для белорусских элит и масс моралите из нынешних бурных российских событий? Как аукнется Болотная площадь в республике «болотной диктатуры»?
«Не быць скотам»
Да, у Путина с Медведевым не самые комфортные деньки. Казалось, все схвачено, народ апатичен, и две электоральные кампании пройдут как по маслу. И вдруг — такой пассаж!
«Причины российских уличных протестов понятны, — сказал Валерий Карбалевич, эксперт минского аналитического центра «Стратегия». — Возмущение вызвано несменяемостью власти, нарушением избирательных процедур».
Показательно, что на первом плане этих протестов — не старые оппозиционные вожди, а люди, не ангажированные в политструктуры. Думающие граждане, которых, как они сами говорят, все это достало.
Читайте еще: Интерес к политике молодых россиян стал для Кремля проблемой
Оказывается, даже подмявшим под себя все сферы авторитарным правителям в дремлющей стране — опасно перегибать. Сентябрьское решение тандема сделать рокировку многие в России восприняли как апофеоз цинизма: ну вот, два человека снова решили все за нас, за сто десять миллионов избирателей!
Правда, поначалу слабо верилось, что ропот выйдет из кухонь. В комментариях либеральных интеллектуалов на «Эхе Москвы» и других относительно свободных ресурсах перед выборами в Думу преобладали фаталистические нотки. Типа: против лома нет приема, народ безмолвствует и все такое.
Часть политической оппозиции предложила как программу-максимум стратегию порчи бюллетеней под экспрессивно-говорящим слоганом «Нах-нах». Сегодня видно, что она провалилась.
Зато в итоге именно думающая часть социума, не слишком ангажированная в биполярную схему «пламенные борцы vs проклятый режим», сначала продинамила (ну, относительно продинамила) «Единую Россию» на избирательных участках, а затем вышла на улицы.
Мотив этих людей прост. О движущей силе протеста против наглой, зажравшейся власти, плюющей на народ, — весьма понятно и для белорусов, и для русских поют «Ляписы»: «Не быць скотам».
По крайней мере часть народонаселения России крепко засвидетельствовала свое право называться гражданами. Причем митинг на Болотной впечатлил образцовой дисциплиной, участники показали исключительную, говоря по-белорусски, свядомасць.
К слову, для белорусского демократического сообщества здесь несколько уроков, считает минский политический обозреватель Павлюк Быковский.
Во-первых, нынешние российские митинги — «пример объединения очень разных политических сил». Во-вторых, отметил эксперт в комментарии для Naviny.by, мы увидели там реальное участие гражданского общества.
Читайте еще: Российское телевидение честно освещает субботние события
Действительно, на Болотной площади собралась громадная аудитория отнюдь не записных политтусовщиков: 25 тысяч по версии полиции, организаторы же говорят о ста или даже 150 тысячах. В любом случае, такого масштаба протестов белокаменная не видела за всю эпоху Путина.
Причем эта колоссальная масса жадно слушала писателя Бориса Акунина и других интеллектуалов, признанных лидеров мнений. Тон задавали, пожалуй, именно моральные авторитеты, а не приевшиеся ораторы с их девальвированной риторикой.
Кремль играет тоньше
Еще один важный момент: российские власти пошли на «более тонкую игру», подчеркивает Павлюк Быковский. И в итоге «выпустили пар, а также показали миру, что в России с демократией, мол, все хорошо».
В самом деле, после первоначальных инстинктивных действий в духе белорусского режима, когда в Москву ввели внутренние войска и в разных городах устроили хапун, российские верхи сменили тактику. Они разрешили митинг — причем не на собачьей площадке, а в пяти минутах ходьбы от Красной площади — и строго-настрого приказали силовикам не бить и не хватать народ.
В итоге полиция удостоилась комплиментов от самих организаторов акции за фантастическую корректность.
Как видим, когда есть четкий план, дисциплина, когда конфронтация не провоцируется ни одной из сторон, когда людей не заманивают в ловушку, — можно, оказывается, и стотысячное мероприятие провести без единого разбитого стекла, без единого задержанного.
Сравните с 19 декабря 2010 года в Минске, когда манифестантов вел с площади на площадь неизвестно кто, а потом спецназ тренированно сделал свое дело и автозаки отъезжали от Дома правительства с полными утробами, — и сами попробуйте сформулировать выводы.
Естественно, сделает для себя выводы и Путин. Его задача сейчас серьезно осложняется. По крайней мере, не факт, что возвращение в Кремль получится элегантным.
Смотрите по теме: Как менялась Конституция России
Оказывается, «Россия встает с колен» — это совсем другое, чем изображалось в официозно-патриотическом дискурсе. Критично мыслящие россияне почувствовали силу единения, уличный драйв.
Впрочем, не стоит спешить с прогнозом продолжения арабской весны будущей весной в России. Там все сложнее. Это касается, кроме всего прочего, и самого состава оппонентов правящей группировки, и их идей.
Если в Белоруссии оппозиция в основном проевропейская, либеральная, рыночная, отмечает Валерий Карбалевич, то в России на первом месте по рейтингу среди критиков Кремля — коммунисты, сильны идеи национал-патриотов и т.п. А вот либералы — на маргинесе. То есть вопрос, какова альтернатива, не очевиден.
У нас будут лечить дубиналом?
Впрочем, это уже российские проблемы. Белорусское же руководство, извлекая свои уроки из поствыборных страстей у восточных соседей, пожалуй, лишь укрепится в мысли, что ежовые рукавицы — лучше всего.
Все-таки думские выборы, при том что бутафории тоже хватает, — это разгул свободы по сравнению с выборами в белорусскую Палату. Ну и вот вам результат! — поучительно поднимают палец в минских кабинетах.
«Белорусское руководство вряд ли способно на более тонкую политическую игру», — полагает Павлюк Быковский.
«Из любых событий такого рода белорусские власти извлекают один урок: надо всех душить, не стоит либеральничать, игры в управляемую демократию ни к чему», — убежден также Валерий Карбалевич.
Он, однако, считает, что белорусской оппозиции следует участвовать в парламентских выборах будущего года. Стратегия типа: сидим сложа руки, пока не выйдут все политзаключенные, — не самая сильная, замечает политолог.
«Общество напряжено, недовольно. Оно готово прислушиваться к альтернативе», — поясняет собеседник. А выборы, даже недемократичные, — это дополнительные коммуникации с массой.
Так что «оппозиции надо искать более сильный сценарий» на эту избирательную кампанию, резюмирует Карбалевич. Эксперт не исключает, что это может быть и бойкот — но сильный, скоординированный.
…А моралите из нынешнего российского протуберанца очень простое. И для Путина с Медведевым, и для белорусского начальства, и для всех царьков ХХІ века — от Магриба до Пхеньяна.
Все-таки власть, как бы она ни веровала в свою силу, должна хоть капельку уважать граждан страны. И, конечно же, власть должна меняться, иначе рано или поздно крышку котла сорвет.