Можно сравнивать характер тех, кто вышел на протесты в Москве в 2011-2012 и в Минске в 2006 и 2010. Российские демократы чисто в силу численного преимущества имеют намного больший мозговой потенциал, чем белорусская оппозиция: сотни и тысячи людей в блогах и на Фейсбуке делились мыслями, формировали планы, играли на опережение любых аналитиков из Администрации президента. Российскую оппозицию открыто поддерживают многие реальные «звезды», от Леонида Парфенова до Ксении Собчак, от Бориса Акунина до Божены Рынской.
Еще по теме: Посол из США встретился с российской оппозицией
Лукашенко же за два десятилетия удалось загнать демократического джина в Белоруссии назад в бутылку: пассионарные люди массово покидают страну либо привыкают к диссидентству. Москва, в свою очередь, наоборот остается магнитом для пассионариев из 140-миллионной России и окружающих стран. Напуганные московские и петербургские мещане привыкли к коррупции, но привыкли и к нормальности такой вещи, как плюрализм мнений. Внезапно оказалось, что цензура в России не способна управлять информационным пространством: по сути ограничено только телевидение, но городские столичные обыватели куда больше слушают независимые радио «Эхо Москвы», «Коммерсантъ-FM» и «Финам FM», читают независимые «Новую газету», «Ведомости» и «Коммерсантъ» и следят за новостями через интернет.
Быть в оппозиции - теперь престижно и не страшно
Куда интереснее сравнивать реакцию властей на массовые протесты. В Белоруссии режим Лукашенко продолжает держаться стратегии жесткого подавления любых протестов и полного игнорирования существования большой части общества, которая требует демократизации.
Вопреки этому, российская власть в ответ на протесты в мгновение ока не просто выдвинула предложения о демократизации: президент Медведев направил в Думу реальные законопроекты об упрощении регистрации партий, возвращении прямых выборов глав регионов и уменьшении необходимого количества подписей, которые должны собирать кандидаты в президенты страны. Проявление ли это слабости, или хитрости, или и того и другого одновременно - но в любом случае реакция Кремля на массовые общественные выступления куда более адекватная, чем реакция Лукашенко.
Читайте еще: Прохоров обвиняет системную оппозицию в том, что они - "агентура" Кремля
Неизвестно, эти маневры только ускорят отход сегодняшнего руководства России от власти или наоборот отвлекут внимание и позволят режиму адаптироваться к измененным внешним условиям. Но в любом случае это шаги в пользу дальнейшего развития страны и в сторону от вероятного революционного развития событий. Гражданское общество этих перемен, хотя пока что несущественных, сумело достичь. Властям хватило ума, чтобы эти перемены инициировать. Чтобы загнать ситуацию в состояние лукашенковской Белоруссии, российской власти пришлось бы пойти путем полномасштабного террора - но цена и для страны, и лично для людей у власти была бы слишком высокой. Пытаться манипулировать протестом через постепенное ограниченное раскрепощение - куда проще и эффективнее. Этим уроком Лукашенко, к сожалению, вряд ли успеет воспользоваться. Если в Белоруссии ситуация дойдет до реального политического кризиса, то регистрация БХД и введение выборов председателей городских и областных исполкомов скорее всего будет уже запоздавшим.
Перевод: Светлана Тиванова