Путешествие на машине между странами Европейского Союза сегодня уже можно считать приятным. Нигде никакого контроля, на границах не грозят даже осмотр багажника автомобиля и основательный личный досмотр. Как правило, даже не замечаешь, что из одной страны проехал в другую. А вот на польско-белорусской границе царит совершенно иная атмосфера.
Поезд, который ходит два раза в день между польским Кужнице и белорусским Гродно, - просто такая местная электричка. Однако в вагонах изо дня в день происходит особое модное дефиле.
Люди, дешево купившие на польской стороне одежду, теперь должны перевести ее на рынок в Белоруссии. Однако, чтобы не платить пошлины, они все надевают на себя. Я был единственным пассажиром, который спокойно сидел и не бросался переодеваться.
Было видно, что у женщин постарше система уже разработана и налажена. Сначала они надели на себя несколько тесных колготок, на них - обтягивающие рейтузы, а сверху - двое брюк. На брюки они натянули еще и длинную юбку. Добавили несколько блузок, свитеров и, наконец, пальто. И вот в вагоне вдруг появилось несколько совершенно одинаково одетых пенсионерок.
В белорусском Гродно они все с себя сняли и продали на рынке недалеко от вокзала. На этих нескольких вещах они хоть и не разбогатеют, но с их мизерной пенсией каждый рубль на счету. В Белоруссии уже несколько месяцев невыносимая экономическая ситуации, и люди пытаются подзаработать любыми способами. Контрабанда - одна из возможностей.
Женщины прячут одежду в поезде на собственном теле, а мужчины пробуют использовать машины. В соседнюю Польшу они пытаются перевезти главным образом дешевый бензин и дешевые сигареты. В Белоруссии литр бензина в пересчете стоит около 16 крон, в Польше – почти 40. Тот, кто хочет заработать, должен действовать уже проверенным способам.
Лучшая машина для контрабанды топлива – старый Volkswagen Passat. В его бак влезает и 80 литров бензина. Если наклонить автомобиль, можно добавить еще пару литров. Поэтому сегодня на польско-белорусском пограничном переезде стоят колонны именно этих машин.
Польские таможенники не могут приказать белорусам, на каких машинах ездить в Польшу. Но поляки, по крайней мере, издали распоряжение, что конкретная машина может пересекать границу только раз в шесть дней.
Нашлись умельцы, которые устанавливают в машине дополнительный бак. И об этом поляки догадались. Так, на границе есть счетчики и специальные насосы, которые высасывают содержимое бака за несколько секунд. Если на экране высвечивается, например, объем 200 литров – все сразу ясно.
Белорусский бензин и дизель сразу за границей ждут в первую очередь польские земледельцы, которым нужно топливо для тракторов. Переливание с помощью шлангов длится секунды. И на этом зарабатывают обе стороны.
С контрабандой блоков сигарет чуть сложнее. В машине не так много мест, где можно спрятать сигареты, и таможенники уже знают все фокусы. Последний – набивать сигаретами детские кресла.
Спящего ребенка таможенники будить не хотели. Но потом им показалось подозрительным, почему вдруг появилось столько белорусов, перевозящих детей через границу и обратно.