Александр Лукашенко получил от России очередной кредит. Несмотря на то, что он уже неоднократно обманывал Путина, Москва решила в очередной раз протянуть ему руку и предотвратить крах белорусской экономики. В чем секрет успехов заместителя директора колхоза из-под Могилева, которому уже столько лет удается водить за нос кремлевских стратегов, поднаторевших в мировой политике?
Лукашенко - отец нации. На полном серьезе
Лукашенко - это пример огромного успеха в формировании государственности, называемом в специальной литературе термином «state building». Хотя исходные условия были чрезвычайно сложными, ему удалось стать не только создателем белорусского государства, но (без преувеличения или иронии) настоящим отцом нации. После распада СССР Белоруссия была практически неотличима от России в этническом, культурном и языковом плане, а уровень самоидентификации ее населения был очень низок. Большинство жителей республики можно было классифицировать как «местных» - в духе польских довоенных переписей населения. По данным опросов общественного мнения, большинство граждан не воспринимали обретение независимости как историческое событие, а наоборот, с симпатией и надеждой смотрели на возможность объединения с Россией.
Лепка народа
Лукашенко изменил эту ситуацию. Последовательная историческая политика и формирование национальной идентичности привели к изменению настроений. Сейчас большинство белорусов заявляют не только о своей приверженности суверенитету, но и о готовности его защищать. Парадоксально, но даже дети местной номенклатуры, которые учатся в престижных московских вузах, говорят по-белорусски. Президент превратил слабость, какой была размытость идентичности, в силу, вылепив, словно из пластилина, новый народ.
Кого считать белорусом?
В двух словах политика Лукашенко заключается в том, чтобы считать белорусом каждого, кто родился на территории нынешней республики. В итоге памятники князьям Радзивиллам соседствуют тут с советскими солдатами в шлемах с красной звездой (как в Бресте), а пересечение улиц Дзержинского и Костюшко (Tadeusz Kościuszko) не вызывает ни у кого удивления.
За двадцать лет из осколка империи, в некотором смысле «случайно» получивших независимость, Лукашенко создал нормальное государство и сплоченное общество, а заодно приобрел позицию непререкаемого лидера. За все это он щедро платил российскими деньгами, которые выделял ему Кремль.
Как Белоруссия расплачивается по кредитам?
Белоруссия не погасила практически ни одного кредита, полученного от России. Их аннулировали, реструктуризировали, преобразовывали: под этими действиями скрывается то, что кремлевские власти решили махнуть рукой на выделенные Белоруссии миллиарды. В отношении России Лукашенко постоянно ведет себя чрезвычайно вероломно. При каждом удобном случае он обещает очередным российским лидерам укрепление связей между странами, стратегическое партнерство и безусловную поддержку, однако как только политика Москвы входит в противоречие с интересами Белоруссии или самого Лукашенко, он без зазрения совести подводит Москву под финансовые или имиджевые удары.
Как хитрит Белоруссия?
Внешняя политика Лукашенко в отношении Москвы напоминает расчеты директора коммунистического колхоза с министерством сельского хозяйства и комиссией по планированию. Например, много лет подряд Россия поставляла Белоруссии нефть по внутренним ценам в объеме, практически в три раза превышающем потребности этой страны. Это позволяло «картофельной республике» не только поддерживать низкий уровень цен на собственном рынке, но и отлично зарабатывать на экспорте нефти и ее производных.
Анализ доходов белорусского бюджета ясно показывает, что без налогов и пошлин, получаемых от Мозырского и Новополоцкого НПЗ, «экономическое чудо» Лукашенко, а вслед за этим и власть Великого Колхозника рассыпались бы в прах.
В результате белорусских уловок цены на бензин начали расти в самой России. Когда рассерженный Путин велел вписать в договор о Таможенном союзе пункт, привязывающий объемы поставок сырья к возврату бензина в Россию, хитрый Батька приказал своей таможне проводить экспортируемое в ЕС топливо как «растворители и прочие нефтепродукты». Примерам подобного своеобразного «прагматизма» Лукашенко в отношениях с Большим братом нет числа.
Почему Россия терпит Лукашенко?
Хотя страна живет на российские кредиты, белорусский президент кажется непотопляемым: его очередные выходки не вредят его отношениям с Кремлем, что заставляет задуматься о секретах его успеха. Представляется, что Лукашенко, не обладая экономическими, стратегическим или политическими аргументами, умело использует комплексы российских лидеров.
Буферная зона
Во-первых, Белоруссия для России - это буферная зона и так называемая стратегическая глубина территории. У российских лидеров (особенно выходцев из силовых структур) до сих пор стоит перед глазами карта Европы, разделенной по линии восток-запад со времен холодной войны. Хотя мировой уклад давно изменился, они продолжают считать ЕС и НАТО форпостами враждебной цивилизации, которые ведут крестовую войну против России. И если Белоруссия «перейдет» во вражеский стан, граница переместится на 600 километров к востоку, а Смоленск - «ворота, через которые неприятель врывался в Москву» - окажется на линии фронта.
НАТО и ЕС в российском варианте
Во-вторых, Белоруссия - это последний союзник России как в мире, так и в зоне «исключительных интересов» на постсоветском пространстве. Без участия Минска потеряют смысл все столь кропотливо создававшиеся «таможенные союзы», «экономические пространства» и «организации коллективной обороны». Лукашенко, как опытный психотерапевт, годами поддерживает хорошее самочувствие своих пациентов, убеждая кремлевских властителей, что благодаря ему, у них есть свой Европейский Союз, собственное НАТО, а скоро воскреснет и СССР.
На фоне Лукашенко Путин может играть демократа
Нельзя не упомянуть и о том, что «последний диктатор Европы» создает фон, на котором ситуация с соблюдением стандартов европейской демократии и прав человека в России выглядит вполне неплохо. Когда Лукашенко время от времени во всеуслышание гремит с трибун о мировых финансовых хищниках и заговорах «вашингтонского обкома», высылает из страны послов стран ЕС или разгоняет оппозицию, Путин начинает казаться западным партнерам цивилизованным лидером и конструктивным партнером для переговоров. Благодаря эксцентричному поведению Батьки, Россия по соответствию цивилизационным стандартам оказывается не на последнем месте в Европе.
Батька играет на российских комплексах
Лукашенко обладает одним из самых выдающихся политических талантов на территории бывшего СССР. Это искусный стратег, великолепный психолог и мастер внутренних игр в постсоветском властном аппарате. В своих отношениях с Россией он отлично использует комплексы, амбиции и желания превосходящего по силам партнера. В итоге кремлевским властям не остается ничего другого, как, пользуясь выражением самого Александра Григорьевича, «наложить вето на табу» и продолжать финансировать строптивого партнера, а также делать вид, что они воплощают в жизнь смелые планы реинтеграции постсоветского пространства. И именно поэтому коварный колхозник остается на плаву и продержится до тех пор, пока не изменится сама Россия.