Российский президент Дмитрий Медведев в четверг прибывает в Вашингтон, и вопрос о российской оккупации Грузии внесен в повестку дня его визита. У Белого дома нет каких-то конкретных планов относительно достижения заявленных целей, связанных с выводом российских войск из тех районов, который Грузия считает своей территорией. Вместе с тем Белый дом считает, что сама по себе перезагрузка уже способствует улучшению ситуации.
«Я считаю, что вопрос формулируется так: находится ли Грузия, а также остальная часть Европы в более безопасном положении, чем они были – чем была Европа, когда мы в первый раз там оказались? И я думаю, что наш ответ на этот вопрос таков – «да», подчеркнул, выступая на пресс-конференции во вторник , старший директор по России Совета национальной безопасности Майкл Макфол (Michael McFaul).
Российские войска начали укреплять свои позиции в спорных территориях Абхазии и Южной Осетии сразу после окончания российско-грузинской войны в 2008 году, и это было явным нарушением соглашения о прекращении огня, которое было подписано для того, чтобы положить конец этому конфликту. Россия также входит в небольшое число государств, признавших эти регионы как независимые государства.
«Мы считаем, что российская оккупация Абхазии и Южной Осетии является незаконной. И эту позицию разделяют многие представители международного сообщества», отметил Макфол.
По сути, план администрации США относительно Грузии состоит в том, чтобы разъяснять свою позицию русским, продолжать оказывать экономическую помощь Грузии и терпеливо ждать, пока один из этих вариантов не начнет давать определенные результаты.
«В дополнение к проведению дискуссий, изложению позиций и, я бы сказал, разногласиям относительно оккупации этих территорий мы также заинтересованы в стабильности в этом регионе, в уменьшении напряженности, расширении мониторинга, повышении прозрачности того, чем занимается Россия на этих территориях, - подчеркнул Макфол. - И мы будем полностью удовлетворены, если мы сможем расширить их представление о том, чем мы занимаемся с точки зрения сотрудничества с грузинским правительством».
Макфол также упомянул проведенное недавно в рамках проекта Pew Global Attitudes Project исследование, в котором отмечается, что одобрение деятельности НАТО среди простых россиян выросло с 24 процентов в 2009 году до 40 процентов в этом году. «Мы считаем, что это свидетельствует о том, что наличие содержательного диалога с Россией по вопросам безопасности, даже если речь идет о сложных вопросах… может улучшить безопасность Соединенных Штатов, России, а также наших союзников в Европе и наших партнеров в Европе», отметил он.
Администрация США предприняла значительные усилия для того, чтобы отделить Грузию от других аспектов американо-российских отношений, и при этом высказывалось мнение о том, что нет смысла не продвигаться вперед по тем вопросам, где интересы США и России совпадают, в том числе в таких областях как контроль над вооружениями, нераспространение ядерного оружия, а также экономическое сотрудничество.
«Даже если у нас и есть различия, мы, тем не менее, может сотрудничать в тех областях, которые вызывают у нас общую озабоченность, и мы не пытаемся скрыть наших разногласий», подчеркнул заместитель советника по национальной безопасности Бен Родс (Ben Rhodes) в ходе телефонной конференции.
Однако Родс также предположил, что улучшение взаимодействия с Россией повышает шансы на достижение прогресса в грузинском вопросе.
«Мы считаем, что диалог может сыграть определяющую роль в разрешении этих разногласий», добавил он.
Однако даже те российские эксперты, которые поддерживают «перезагрузочный» подход, призывают администрацию США изменить свой тон относительно Грузии.
«Наша политика включает в себя два направления: первое состоит в том, чтобы бить кулаком по столу и получить от русских вариант ответа «Да пошли вы…», - отмечает старший научный сотрудник исследовательской организации Center for American Progress Самуэль Шарап (Samuel Sharap). – С другой стороны, у нас есть традиционный метод оказания помощи Грузии. Я считаю, что ни один из этих вариантов не позволяет подойти к реально существующей проблеме и не дает никакого результата в вопросе о прекращении российской оккупации Грузии».
Администрация США должна изменить формат полемики по вопросу о Грузии и увязать ее с нашими общими интересами с Россией, считает Шарап, и это должно основываться на нашем общем желании предотвратить новую вспышку насилия в этом регионе.
Белый дом должен также воспользоваться тем обстоятельством, что русские недовольны существующим статус-кво, подчеркнул он. Российские официальные лица иногда говорят о спорных территориях как о «чемодане без ручки», который трудно нести, но жалко бросить.
«В конечном итоге, у нас нет средств для оказания давления на русских в этом вопросе, - отметил Шарап. – Но это не означает, что мы не должны прекратить попытки изменить то, что там происходит».