- Как Вы оцениваете уровень сотрудничества между Азербайджаном и Ираном в военной сфере и области безопасности? Какой Вы видите перспективу этого сотрудничества?
- Между Ираном и Азербайджаном есть очень большая близость с исторической, культурной и религиозной точек зрения и это создало условия для того, чтобы связи во всех областях между двумя странами были на хорошем уровне. Отношения в военной сфере и области безопасности тоже находятся на высоком уровне. Воля руководителей двух стран в развитии отношений показывает, что они будут развиваться и в будущем.
- До сегодняшнего дня Азербайджан и Иран подписали три договора о сотрудничестве в сфере безопасности. Как они выполняются к настоящему времени и какие достижения они принесли двум странам? Какие вопросы будут обсуждены во время вашего визита в Азербайджан, будут ли подписаны новые договора?
- Достигнутые соглашения выполнены и удовлетворили обе стороны. Эти договора принесли положительные результаты для двух стран. Их выполнение может сыграть большую роль в создании мира и стабильности в регионе. Во время визита в Азербайджан у нас пройдут обсуждения с политическими и военными официальными лицами этой дружеской и братской страны. Я надеюсь, что этот визит ускорит дальнейшее развитие отношений между двумя странами.
- Россия отказалась поставлять зенитно-ракетные комплексы ПВО С-300 Ирану. Иран объявил, что сам способен производить систему, схожую с С-300. Провели ли Вы какие-либо работы в этой области и каких успехов достигли?
- Договор о зенитно-ракетных комплексах ПВО С-300, подписанный с Россией, не содержит никаких противоречий международным обязательствам и законам. Этот вопрос был ясно отмечен в тексте подписанного двумя странами договора. С другой стороны, Россия должна была передать Ирану С-300 за два года до принятия резолюции номер 1929 Совбезом ООН. И в этой резолюции также нет никакого упоминания в связи с зенитно-ракетными комплексами. Мы верим, что выполнение странами региона взятых на себя обязательств приведет к достижению общих интересов и целей, созданию крепкой взаимосвязи в области безопасности и усилению взаимного доверия. Мы никогда не захотим, чтобы подобные действия остались в исторической памяти иранского народа черным пятном.
Конечно же, как я уже говорил, опытные специалисты министерства обороны Исламской Республики Иран работают над производством зенитно-ракетной системы ПВО дальнего действия. Как уже было доказано ранее, иранские эксперты в сфере обороны обладают необходимым потенциалом для самодостаточной работы.
- Как Вы относитесь к возможности милитаризации Каспийского моря и обеспечению безопасности моря?
- Исламская Республика Иран считает Каспийское море морем мира и дружбы. Понимание этой истины и развитие этой мысли приведет к большему обеспечению интересов стран региона, созданию постоянного мира и развитию всесторонних связей. Это можно сделать в рамках подписанных прикаспийскими странами совместных договоров, путем взаимного сотрудничества по важным региональным темам, согласия с принципом справедливости и всестороннего взаимного сотрудничества. Естественно, то этот процесс станет одним из основных факторов, противодействующих милитаризации в Каспийском регионе и приведет к стабильности в нем.
- Некоторые западные СМИ характеризуют военные достижения Ирана как фактор опасности на Ближнем Востоке и гонку вооружений. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Западные страны под предлогом нарушения стабильности стараются приписать свой имидж "создающих хаос" другим странам. Они проводят свою политику исламофобии в регионе путями "иранской угрозы", "шиитской угрозы", "исламской угрозы". Озвучивание подобных мыслей можно оценивать как продолжение этой политики.
В производстве оборонных технологий военная доктрина ИРИ основывается на "активном предупреждении" и "новой и активной обороне". С этой точки зрения, мы считаем, что наша оборонная мощь находится на службе как исламского мира, так и крепкого мира и прочной стабильности в регионе.
Опыт 32 лет, прошедших после Исламской Революции, показал, что наша страна не является соперником или угрозой ни для одной страны в регионе, и считает себя страной, имеющий с ними долгосрочные общие экономические интересы и заботящейся о них. Носящая характер пропаганды политика западных стран проводится в соответствии со стратегией США и Израиля по созданию паники. Страны гегемоны и связанные с ними СМИ выполняют эту стратегию с целью разграбления природных богатств стран и народов региона в соответствии со своими интересами. Они стараются выполнениям проекта "иранской угрозы" оправдать свою гонку вооружений в регионе. Они пытаются при помощи природных богатств и капиталов народов региона спасти от банкротства свои заводы и предприятия по производству вооружений. Те же самые страны, создавая разногласия между мусульманскими странами региона пытаются затенить серьезность опасности "сионистского режима", являющегося основной угрозой для исламского мира. Поэтому страны региона должны быть бдительны и не обманываться на пиар стран Запада.
- США и Саудовская Аравия обсудили заключение военного контракта на 60 млрд долларов. Кроме этого и ряд других стран Персидского залива подписали крупные военные контракты и дали странам Запада разрешения на создание военных баз на своих территориях. Может ли это, по Вашему мнению, считаться угрозой для Ирана и каков путь решения этой проблемы?
- Мы никогда не считали страны Персидского залива угрозой для себя и не будем считать их таковыми. Здесь важным моментом является то, что несмотря на то, что США подписывают крупные военные контракты со странами Персидского залива, они [США] никогда не позволят, чтобы исламские страны были равными по мощи с "сионистским режимом". С другой стороны, США стараются, создав военную зависимость, контролировать военную мощь стран региона. США всегда стараются поддерживать военную мощь "захватчиков" Палестины на более высоком уровне, чем арабских и мусульманских стран. Мы должны помнить и то, что для победы на предстоящих в США выборах нынешняя власть должна завоевать поддержку хозяев мощи и богатств Америки и создать себе в стране имидж успешности. Создание же подобных дискуссий, носящих пропагандистский характер, помогает им в достижении этой цели. По нашему мнению, страны региона могут обеспечить свою безопасность. Но создание этой стабильности обеспечивается не расширением милитаризма, а создающими стабильность всесторонними конструктивными обязательствами. Самый хороший опыт для обеспечения стабильности и мира - увеличение интеграции в сфере безопасности и экономического сотрудничества стран региона. Мы не считаем страны региона своими соперниками, мы рассматриваем их как единое сообщество.