Третьего-четвертого ноября в Грузии находился министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. Этот визит и подписанные в ходе него документы важны не только в вопросе углубления грузино-иранских отношений, но и экономического развития Армении и возможности превращения ее в транзитную страну.
Самый важный среди подписанных документов - это соглашение об отмене виз между двумя странами, которое, вероятно, вступит в силу в 2011 году. Министр иностранных дел Ирана посетил также Батуми, где принял участие в церемонии открытия консульства Ирана.
После встречи с президентом Михаилом Саакашвили, стороны подчеркнули важность грузино-иранского сотрудничества, в первую очередь, в сфере туризма. Моттаки сказал, что тесное сотрудничество Ирана и Грузии может связать Черное море и Персидский залив.
В свою очередь, министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе сказал, что две страны совершили большой прыжок в сфере экономического сотрудничества. Из года в год растет число туристов, двусторонняя торговля выросла более чем на 60 процентов. «Это еще начало, свободный визовый режим повысит этот показатель», - сказал Вашадзе.
Почему углубление отношений Тегеран - Тбилиси важно для Армении и всего региона? Армения имеет сухопутную границу и с Ираном, и с Грузией. Более того, из четырех непосредственных соседей только Иран и Грузия, в отличие от Турции и Азербайджана, находятся в добрососедских отношениях с Арменией.
После развала Советского Союза между сверхдержавами развернулась борьба за контроль над энергоносителями Кавказа, Центральной Азии и бассейна Каспийского моря. На сегодня эта борьба не завершена и находится в процессе. Она идет между США и Евросоюзом с одной стороны, и Россией - с другой. Правда, с каждым днем все больше чувствуется дыхание Китая. Безусловно, цели США и Евросоюза отличаются, но как только заходит речь об ограничении влияния России, Вашингтон и Брюссель объединяются против Москвы.
Соединенные Штаты Америки и Европа заинтересованы в развитии оси Запад-Восток в сфере энергоносителей и коммуникаций. И для реализации этой цели они вкладывают серьезные средства. В прошедшие годы были построены имеющие международное значение нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум. В течение ближайших одного, двух лет будет сдана в эксплуатацию железная дорога Карс-Ахалкалаки, железная дорога, которая через Тбилиси соединит друг с другом Азербайджан и Турцию. Все вышеупомянутые проекты обходят Армению, еще более изолируя ее и экономически, и политически, поскольку трубопроводы и коммуникации, по настоянию Баку и Анкары, обходят Армению.
Политике расширения Запада Россия пыталась противопоставить коридор Север-Юг, который соединял бы Россию, Грузию, Армению и Иран. Однако эта программа не реализовалась по нескольким причинам, в том числе и из-за России. Прежде всего, Москва по отношению к Тбилиси (и наоборот) ведет агрессивную, порой враждебную политику. После августовской войны 2008 года отношения между Грузией и Россией были разорваны. И, фактически, в дополнение к турецко-армянской и армяно-азербайджанской закрытым границам и разделительным линиям, прибавилась еще одна закрытая граница - русско-грузинская. Считая Армению стратегическим союзником, Россия никогда не придавала значения ни двусторонним отношениям Грузия-Армения, ни углублению трехстороннего сотрудничества Грузия-Армения-Иран.
Более того, для связи с Ираном Россия предпочитает использовать территорию Азербайджана, а не Армении. И, самое главное, именно Россия препятствовала программе доведения до Грузии уже построенного газопровода Иран-Армения, считая, что это может нанести вред ее газовым интересам.
К двустороннему грузино-армянскому и трехстороннему грузино-армяно-иранскому сотрудничеству враждебно относятся Турция и Азербайджан, поскольку благодаря этому сотрудничеству Армения сможет дышать чуточку свободнее, а цель Анкары и Баку - поставить Армению на колени.
В действительности, углубление сотрудничества Грузия-Армения-Иран может, если не быть противовесом, то существовать параллельно оси Турция-Грузия-Азербайджан. Присутствуя в двух осях, Грузия от этого не только не пострадает, но ее роль возрастет еще больше. А чтобы Армения смогла стать сухопутным связующим звеном между Ираном и Грузией, Ереван, прежде всего, должен обеспечить минимальные условия транзита. В этом смысле, для Армении и региона очень важную роль имеет строительство автомагистрали Север-Юг, которое начнется в ближайшем будущем. От грузино-армянской границы до армяно-иранской границы - вся на территории Армении - будет построена автомагистраль, соответствующая международным критериям.
Много говорится о строительстве железной дороги Иран-Армения. Специалисты утверждают, что вероятность реализации этого проекта сомнительна по нескольким причинам. Прежде всего, строительство очень дорогое - до 4 миллиардов долларов. И неясно, есть ли государство или международная финансовая структура, заинтересованные в инвестициях. Второе: железная дорога проходит по сложному горному рельефу. Третье: если даже она будет построена, то ее эксплуатация не будет экономически выгодной, поскольку товарооборот между Арменией и Ираном невелик. Даже если Армения всю свою торговлю будет осуществлять через Иран, все равно, эксплуатация этой железной дороги не будет выгодной. Железная дорога Иран-Армения может быть прибыльной только в том случае, если станет транзитной в направлении Грузии, соединив Черное море с Персидским заливом.
В последние годы умножилось число иранских туристов в Армении и Грузии. Если в прошлые годы иранцы посещали Армению и Грузию в основном в дни иранского Нового года - Новруза, то сегодня иранских туристов можно увидеть на улицах Тбилиси и Еревана каждый день. И для Армении, и для Грузии более чем 70-милионный Иран - очень привлекательный и богатый партнер.
Однако Армения не должна сидеть сложа руки. Иранские туристы посещают Армению и Грузию в основном по суше – по мосту над рекой Аракс, пересекая армяно-иранскую границу через контрольно-пропускной пункт «Карчеван». Если с точки зрения туризма Армения не станет более привлекательной, то для поездки в Грузию десятки тысяч иранских туристов не только могут предпочесть территорию Турции (Западная Армения), или Азербайджана, но и могут для отдыха предпочесть Грузию вместо Армении. Сегодня Грузия для туризма, с ценовой точки зрения, намного привлекательней Армении.
То же касается транзитной торговли. Грузино-иранская торговля не будет осуществляться по территории Армении, если предложенные армянской стороной тарифы не будут более низкими, чем те же грузоперевозки по территории Турции и Азербайджана.
Перевод: Гамлет Матевосян