Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ни США, ни ЕС не воспринимают Саакашвили всерьез

Грузинская улица имени Холбрука

© REUTERS/Irakli Gedenidze/Presidential Press Service/Handout Михаил Саакашвили
Михаил Саакашвили
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузию никогда не примут в НАТО до тех пор, пока ее президент - Саакашвили. Даже Джордж Буш в мемуарах описывает грузинского президента как «пылкого, импульсивного». Европейские лидеры не принимают Саакашвили всерьез, и более того, зачастую разделяют мнение российского президента Медведева, что зарвавшийся грузинский лидер – «политический труп».

Скоропостижная кончина американского эксперта по внешней политике Ричарда Холбрука (Richard Holbrooke) - плохая новость для президента Грузии Михаила Саакашвили.

Демократ Холбрук, считавшийся упрямым индивидуалистом, который часто начинал беспредельничать, был твердым и решительным союзником грузинского президента, и после его смерти на прошлой неделе Саакашвили назвал в его честь улицу в Тбилиси.

Грузинский лидер старается никого не задеть: есть также и улица Джорджа Буша. С уходом Холбрука Саакашвили, должно быть, обновляет свою страничку в Facebook, стараясь привлечь внимание ведущих американских политиков, желающих «зафрендить» его проблемный режим.

Согласно «секретному» официальному письму, опубликованному на днях Wikileaks, депеша американского посла в Тбилиси, посланная в рамках подготовки последней поездки Холбрука в Грузию, показывает, что в стране очень много глубоких проблем. Выдержки из документа демонстрируют сомнения в том, что в этой кавказской стране действительно процветает демократия. По словам посла Джона Р. Басса (John R. Bass), «явное ощущение небезопасности и незащищенности пронизывает общество и политику. Ошибки в расчетах и провокации - внутри страны, на равнине или к северу через горы - могут легко стать искрой для возобновления кризиса. С более стабильной экономикой и отсутствием жизнеспособного конкурента президент Саакашвили сейчас сильнее политически, но при этом парадоксально более неуверен и незащищен, отягощен страхом, что история осудит его за безвозвратную потерю оккупированных территорий».

Автор имеет в виду вторжение Саакашвили в Южную Осетию, которое вызвало короткую войну с Россией в августе 2008 года.

Басс также отмечает «постоянную шумиху со стороны России, обвинения относительно законности и поведения его правительства».

Читая между строк, понимаем, что посол, несомненно, имеет в виду коррупцию в правительстве Саакашвили и продолжающуюся серию скандалов. (Самый последний из которых, по данным The Daily Mirror, касался грузинской делегации, которая пригласила несколько десятков проституток к себе в отель в Лиссабоне на вечеринку после саммита НАТО. Вечеринку, которая предположительно разбудила Николя Саркози и обернулась приездом полиции). Далее послание Холбруку гласит: «Саакашвили продолжает обдумывать «одну большую вещь», которая поможет закрепить положение Грузии на западе. Недавно он предложил США и НАТО обеспечить логистический хаб для операций в Афганистане - помимо своего основного обязательства в отношении размещения войск в ближайшие два года».

Это звучит так, как будто бы Грузия является мощным, влиятельным игроком, с неоценимыми силами, на которые можно рассчитывать в войне. На деле же Саакашвили послал в Афганистан 173 человека, а обучают их французы. Басс: «Официальные лица избегают предполагать, что этот вклад поможет Грузии вступить в НАТО, заявляя вместо этого, что он поможет Грузии показать себя  содействующим партнером, с легко различимым подтекстом, что союзники по НАТО будут тогда воспринимать Грузию с большей серьезностью».

Чего Басс не говорит, так это то, что Грузию никогда не примут в НАТО до тех пор, пока Саакашвили остается президентом. Серьезно, даже сам Буш в своих недавно вышедших мемуарах описывает грузинского президента как «пылкого, импульсивного».

Европейские лидеры не принимают Саакашвили всерьез, и более того, зачастую разделяют мнение российского президента Медведева, что зарвавшийся грузинский лидер – «политический труп».

«Вне зависимости от того, проводят ли они четкую и откровенную связь или нет, грузины считают свой вклад в операцию в Афганистане авансовым платежом за их принятие в НАТО», - заключает Басс.

На внутреннем фронте сложно переоценить ту степень, до которой дошел жаркий климат небезопасности, нестабильности, неуверенности, незащищенности, который пронизывает все грузинское общество. Хотя индикаторы потребительской активности улучшаются, экономика остается предметом серьезной обеспокоенности, безработица растет, а инвестиции и госдоходы падают.

Говоря о растущей оппозиции авторитарному правлению Саакашвили, Басс отметил, что нынешний президент «разрешил» свободные выбора мэра Тбилиси. «Однако ощутимое влияние власти, если не прямой контроль, над телевидением и другими средствами массовой информации не дают оппозиции разгуляться», - пишет он. Грузия - проводник демократии? Донесение Холбруку разрушает этот имидж.

«Большая часть населения, - говорит Басс, - по-прежнему надеется на правительство, что оно выполнит свои обещания новой волны демократических реформ, как говорил Саакашвили вскоре после конфликта августа 2008 года».

Один из вопросов в этой области - свобода прессы, один из явных признаков функционирующей демократии.

Национальные телеканалы остаются основным источником информации для большинства граждан. Содержание телепрограмм крайне ограниченно, в результате большинство населения получает крайне скудную информацию по многим вопросам и актуальным повседневным темам. Ограниченный набор программ грузинского государственного телевидения на азербайджанском, армянском и русском языках также оставляет практически без информации этнические меньшинства, они ничего не знают о том, что происходит в Грузии; многие получают новости по спутнику из Азербайджана, Армении и России.

Редакторскую и административную части медиаорганизаций не разделяют твердые стены. Так называемая революция роз, которая вызвала волну оптимизма, вылилась в стагнирующую администрацию. Там, где нет свободной прессы, и там, где действия президента диктуются его собственными эго и паранойей, как гласит депеша, у Запада практически нет иного выбора кроме, как посмотреть правде в глаза.

В Грузии нет демократии. Есть только маленькая улица, названная именем Холбрука.