24 января в Москве состоялась первая в этом году встреча конфликтующих в карабахском конфликте сторон. Произошла она в рамках встречи трех глав МИД - России, Азербайджана и Армении. Чего стоит ожидать после этой встречи в самом процессе урегулирования? Изменится ли что-нибудь? На этот и на ряд других вопросов в интервью "Зеркалу" отвечает главный редактор Агентства политических новостей России Константин Крылов.
- Думаю, это начало - или, скорее, продолжение - долгого и вполне бессмысленного процесса, аналогичного ближневосточному урегулированию.
Ситуация очень похожая: есть две стороны, чьи взаимные претензии, по сути, непримиримы, и есть третья сторона, находящаяся вне конфликта, традиционно поддерживающая одну сторону, но совершенно не намеренная портить отношения с другой, с которой у нее, как водится, свои экономические отношения.
В ситуации с ближневосточным конфликтом - это США, в армяно-азербайджанском - Россия. В обоих случаях третий партнер предлагает относительно мирное сохранение сложившегося статус-кво. "Они удерживают часть вашей территории, вы этого не признаете - ну и давайте эту ситуацию заморозим". Ситуация обычно и замораживается под периодические "переговоры" и прочее "бла-бла-бла". - Чего вообще вы ожидаете в ближайшие несколько месяцев в плане урегулирования конфликта?
- Скорее всего, в принципиальном плане ничего не изменится. Впрочем, не удивлюсь, если будет предложен какой-нибудь сложный план урегулирования конфликта, по формуле "Армения отдает часть территорий в обмен на признание Азербайджаном оставшихся в качестве независимого государства" (причем эта формула будет прикрыта словесными кружевами в три слоя). Это принято не будет, и ситуация откатится обратно, и это йо-йо может прыгать довольно долго, пока все не устанут по-настоящему, или пока дело не сорвется в войну.
- Военный сценарий решения конфликта в 2011 году реален, как вы считаете? - "Никогда не говори никогда". Война возможна. Но она будет катастрофой, причем в том числе для Азербайджана. Можно будет попрощаться с рекордным экономическим ростом, инвестициями, перспективами развития. Деньги очень быстро уходят из воюющих государств, особенно таких, которые воюют всерьез. Разумеется, есть страны-любимчики Запада, вроде Грузии, с которой сейчас носятся, как с писаной торбой. Но Азербайджан - будем говорить откровенно - к этой привилегированной категории стран не относится ни в коей мере. Армения, впрочем, тоже, но у нее общепиарные позиции, в силу исторических причин, построены лучше.
- Время идет, отношения стран нашего региона друг с другом все время меняются. Как можете оценить отношения Москвы и Баку в сравнении с отношениями Москвы и Еревана?
- Достаточно посмотреть на цифры роста внешнеторгового оборота двух стран, на связи российского и азербайджанского бизнеса, ну или хотя бы на количество азербайджанцев в Москве, чтобы понять: даже если Россию и Азербайджан не связывают идеологические симпатии или старый геополитический союз, они нуждаются друг в друге. Азербайджан - серьезный игрок на российском рынке, а следовательно, и серьезный фактор в российской политике. Скорее всего, значимость этого фактора будет только расти.
- Россия в последнее время внешне выглядит более активным посредником в карабахском урегулировании, нежели Франция и США. Речь идет о сопредседателях Минской группы ОБСЕ. Как считаете, так ли это, и если согласны, с чем это связано?
- Скорее всего, это связано с естественным желанием не пускать в "свой" конфликт посторонних, которые туда лезут.
Повторюсь: Россия заинтересована в стабилизации ситуации примерно в том формате, в котором она находится сейчас. "Лучше ничего не трогать и жить так дальше". Другие игроки, видя это, пытаются в ситуацию влезть и ее раскачать, ну или сделать вид, что она может перевернуться - по разным соображениям, да хотя бы затем, чтобы вытрясти из России что-нибудь в обмен на умерение своей активности. Это обычные межгосударственные игры, которые ведутся вокруг любых подобных ситуаций. Не думаю, что здесь скрывается что-то большее, иначе ситуация стала бы меняться быстро и необратимо.