На этой неделе парламент страны приступил к обсуждению новой концепции национальной безопасности. Грузии. Необходимость выработки новой концепции с учетом изменившейся ситуации как вокруг Грузии, так и в мире назрела уже давно.
Обозначим тезисно новые реалии, первое и главное, Кремль, уже де юре оккупировав Абхазию и Цхинвальский регион, не оставил Грузии иного выбора, как кипрский вариант замораживания конфликтов. Все усилия грузинского руководства на мирную реинтеграцию регионов, особенно Цхинвальского, были сведены на нет. Вместе с тем, все еще сохраняется угроза дестабилизации обстановки, по сценарию августовской войны, когда осетинские бандформирования начав военные действия, вынудили грузинскую армию ответить. По сути, наблюдатели ЕС являются единственной сдерживающей силой в зоне конфликта, и хотя сегодняшнее положение Российской Федерации (как внутреннее, так и внешнее) делает возобновление военных действий крайне маловероятными в краткосрочной перспективе, исключать подобный сценарий нельзя.
Еще одна реалия, переформатирование всего Ближнего Востока. Понятно, что панарабские революции неизбежно наложат определенный отпечаток на внешнеполитический вектор наших крупных соседей, а именно Турции и Ирана. Уровень отношений с Турцией остается удовлетворительным, однако, надо быть готовыми к возможной конфронтации Турции с Западом, ибо сегодня уже понятно, что американский план включения Турции в Европу провалился. Турция сама по себе является крупным региональным игроком, с которым придется считаться всем, в том числе и Западу. Отношения с Ираном отдельная тема, тут наметился определенный прогресс в прошлом году. Абсолютно очевидно, что положительную динамику отношений необходимо развивать.
Теперь о том, что на мой субъективный взгляд является основной внешней угрозой национальной безопасности Грузии. Наиболее реальная и от этого самая большая угроза, как это не странно лежит за пределами Грузии, а именно, в возможности возобновления армяно-азербайджанской войны. Практически все аналитики сходятся во мнении, что вероятность начала боевых действий в течение ближайших трех лет крайне велика. Рассмотрим, какие последствия это может иметь для Грузии.
Начну с того, что, на мой взгляд, короткой, победоносной войны ни с чьей стороны не будет. А будет затяжной, кровопролитный конфликт, который неизбежно дестабилизирует ситуацию во всем регионе. Под угрозой срыва окажутся все региональные проекты восток-запад, в частности строительство железной дороги Баку-Эрзерум, автобана Поти-Баку и Батуми-Баку, автобана Батуми- Ереван (с выходом на Иран), и, конечно, газопровод «Набукко». Более того, функционирование нефтепровода Баку-Джейхан также может оказаться под угрозой. Это потенциальные убытки на сотни миллионов долларов. Кроме этого, война в регионе крайне негативно отразится на общем инвестиционном климате Грузии, едва начавшей оправляться после своей войны. Ни о каком развитии туризма и развитии вообще не может быть и речи, когда в регионе идут активные боевые действия. Под угрозу могут быть поставлено и энергоснабжение страны. Добавьте к этому наличие серьезных армянских и азербайджанских анклавов в стране, и получите почти полную картину негатива.
Говорю "почти", так как остается еще один очень важный и, пожалуй, самый щепетильный вопрос. А именно вопрос о логистике военных грузов в случае затяжных боевых действий. Так или иначе, военные поставки понадобятся обеим странам. Конечно, в гораздо меньшей степени Азербайджану, который практически создал свой собственный военно-промышленный комплекс, и уже сегодня способен обеспечить себя всем необходимым, вплоть до боеприпасов, и критически необходимы Армении. Пикантность ситуации заключается в том, что в случае войны наиболее вероятный поставщик военных грузов в Армению – Российская Федерация, с которой Грузия находится в состоянии перемирия, согласно соглашению Медведев – Саркози – Саакашвили. Понятно, что пропускать российские военные грузы через территорию своей страны шаг губительный, прежде всего с внутриполитической точки зрения. Однако, в случае угрозы новой агрессии России властям Грузии придется выбирать между полной потерей лица как на международной, так и на внутренней арене, и нового конфликта с Российской Федерацией, армия которой стоит в 40 километрах от Тбилиси, в регионе буквально нашпигованном оружием.
Что в данном случае могут предпринять наши власти. Ареал возможных действий, на самом деле, ничтожно мал. Конечно, прежде всего, попытаться убедить стороны в двух простых вопросах. Первый – война губительна для всего региона, второй, в случае отсутствия прогресса в решении карабахского вопроса, война неизбежна. Следующий шаг убедить наших западных партнеров предоставить дополнительные гарантии Грузии, в случае рецидива военной агрессии Российской Федерации. И, наконец, заранее начать готовится к такой агрессии с учетом опыта августовской войны.
Из всех стран мира Грузия объективно больше всех заинтересована в нормализации армяно-азербайджанских отношений. В то же время, эта заинтересованность никак не конвертируется в конкретные действия, или их просто не видно. За разговорами о российской оккупации, которая итак уже признана мировым сообществом, мы как то забываем о других, не менее важных, а возможно и более злободневных вопросах. Конечно, это далеко не единственная угроза национальной безопасности Грузии, но структура настоящего момента такова, что на сегодня она самая главная.