Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Серьезнейший удар, когда-либо нанесенный Карабаху

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отчет дает Азербайджану обильный материал для предъявления Армении все новых обвинений. С уверенностью можно утверждать, что его положения, в составлении которых участвовали и эксперты ООН, Азербайджан использует в новой резолюции «Оккупированные территории Азербайджана» в ГА ООН, введение в обращение этой резолюции теперь является вопросом времени.

Неспособность Армении противостоять неблагоприятным для нас процессам в карабахской проблеме чревата непредсказуемыми последствиями, что не может не беспокоить  заинтересованное  в стабильности региона международное сообщество.
 
24 марта сопредседатели Минской группы  ОБСЕ представили Постоянному совету ОБСЕ отчет о «Полевой оценочной миссии /далее - Миссия/ Минской группы ОБСЕ на оккупированных территориях Азербайджана, сопредельных с Нагорным Карабахом». Полный текст Отчета все еще закрыт для широкой общественности, и о его содержании можно сделать некоторые выводы, исходя из обнародованного сопредседателями Краткого заключения (Executive Summary) Отчета, где представлены логика документа и несколько выводов.
 
Отметим некоторые из них: «14000 армян, населяющих территории, живут в тяжелых условиях, с неразвитыми инфраструктурами, проявляют низкую экономическую активность и имеют ограниченные возможности пользоваться общественными услугами. У многих нет документов, удостоверяющих личность. Суровая действительность этих территорий укрепила убежденность сопредседателей в том, что статус-кво неприемлем. … Сопредседатели призывают лидеров всех сторон избегать любой деятельности на этих территориях, которая может стать причиной для предопределения статуса или изменения характера этих территорий».
 
Миссия и эти позорные формулировки стали возможными с согласия властей Армении и НКР. Напомним, что еще 10 сентября 2010 г. МИД РА заявил о согласии Армении на проведение Миссии. Тогда Армянский национальный конгресс неоднократно предупреждал, что это - неадекватная уступка, доклад Миссии будет односторонним, приведет к необратимым последствиям и будет способствовать ослаблению позиций Армении на переговорах. АНК был весьма обеспокоен тем, что официальный Ереван согласился с этой азербайджанской инициативой, которая содержалась и в проекте резолюции, разработанной Азербайджаном и представленной в сентябре прошлого года в Генеральной Ассамблее ООН (принятие резолюции было отложено именно по причине односторонней уступки Армении касательно проведения Миссии).
 
Последствия Отчета 
 
Сегодня, когда Отчет опубликован, попытаемся проанализировать его последствия. Чтобы представить, насколько велика и весома наша уступка, напомним лишь, что Армения все еще не добилась визита какой-либо международной миссии в Нахиджеван по сбору фактов об азербайджанском варварстве в Старой Джуге в 2005 году. 
 
Отчет дает Азербайджану обильный материал для предъявления Армении все новых обвинений. С уверенностью можно утверждать, что его положения, в составлении которых участвовали и эксперты ООН, Азербайджан использует в новой резолюции «Оккупированные территории Азербайджана» в ГА ООН, введение в обращение этой резолюции теперь является вопросом времени (напомним, что указанная резолюция остается в в повестке текущей сессии ГА ООН). Эти положения без особых усилий окажутся и в резолюциях и в документах других международных организаций, и никто не сможет пресечь этого, поскольку Отчет – официальный документ, согласованный (!) со сторонами конфликта.  
 
В политическом плане Азербайджан будет строить свою тактику, согласно логике, которой трудно противостоять: армянские стороны /в лучшем случае - НКР/ не развивают территорий, не восстанавливают инфраструктур, не увеличивают населения, бытовые условия которого «суровы» /процитировано из Отчета/, следовательно, эти территории Карабаху не нужны, они считают эти территории чужими. Иначе, в чем кроется причина того, что там нет никакой деятельности? Эта мысль будет внушаться на всех уровнях, и ее будут высказывать все делегации, посещающие Армению и Карабах. 
 
Какой ответ должен дать Карабах в случае таких утверждений, особенно, учитывая то, что эти территории, согласно Конституции являются неотьемлемой частью НКР? В чем причина того, что на протяжении лет власти НКР ничего не сделали для заселения территорий или для развития инфраструктур (подобно Израилю)? В чем причина того, что у живущих там людей нет даже удостоверений личности (власти НКР могли бы выдать удостоверения личности лицам, бежавшим от азербайджанских погромов)? 
 
В обнародованной части Отчета речь идет о культурном наследии. Однозначно, что в Отчете подробно представлено положение кладбищ, мечетей, других объектов культурного наследия, что даст Азербайджану дополнительные аргументы для того, чтобы умножить число дипломатических атак на Армению. Мы далеки от мысли, что министерство иностранных дел РА не знало о том, что будет в докладе и как это будет использоваться против Армении и Карабаха. Можно только представить, насколько слабы наши позиции сегодня, если Армения согласилась на эту Миссию, осознавая, что Азербайджан будет спекулировать заключениями этого одностороннего Отчета.
 
Почему не реагируют официальные Ереван и Степанакерт?
 
Ожидалась реакция властей Карабаха, по крайней мере, на следующую формулировку: «суровая действительность этих территорий укрепила убежденность сопредседателей в том, что статус-кво неприемлем». Молчание властей НКР, почти ежедневно заявляющих о необходимости сохранения статус-кво, непонятно и является неправильным месседжем посредникам, а также армянской общественности.
 
Хотя в Отчете отмечается намерение посредников продолжить Миссию (предположительно, на оккупированных Азербайджаном территориях Нагорного Карабаха), нет никакой гарантии того, что она состоится. Об этом свидетельствует и обнародованное в тот же день заявление посредников, в котором нет ни слова о продолжении Миссии в ходе предстоящего визита в регион (согласно указанному заявлению, в ходе визита они обсудят выполнение договоренностей, достигнутых 5-го марта в Сочи). На необходимости продолжения Миссии власти Армении и НКР не настаивали и в ходе последней встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Между тем, Армения должна настоятельно требовать осуществления подобной Миссии, по крайней мере, в соответствующих районах Шаумяна, Мартуни и Мартакерта, настаивать о необходимости проведения ее в кратчайшие сроки. Напомним, что прошедшей осенью власти Армении утверждали, что согласились на Миссию с условием проведения аналогичной миссии на территориях, оккупированных Азербайджаном.
 
На обнародование Отчета обязательно должен отреагировать МИД Карабаха. Иначе, армянская общественность и международное сообщество расценит его молчание как знак согласия с этими позорными формулировками.
 
Что касается отклика МИД РА, то он не выдерживает никакой критики: прежде всего, нет никакой реакции на название Отчета – формулировке «Оккупированные территории Азербайджана, сопредельные с НК», внешнеполитическое ведомство Армении не обмолвилось ни словом о самом содержании и неприемлемых для нас положений Отчета. Более того, из отклика МИД РА становится ясно, что у внешнеполитического ведомства Армении фактически нет возражений по поводу формулировок этого позорного Отчета. Фактическое согласие Армении с положениями Отчета позволит Азербайджану инициировать новые документы и резолюции в различных международных организациях и «скопировать» наиболее опасные для нас формулировки во всех документах, имеющих отношение к нагорнокарабахскому конфликту.
 
Добавим к этому то, что находящаяся во власти Республиканская партия уже высказалась по поводу Отчета и дала оценку, созвучную позиции Азербайджана: они считают отчет Полевой миссии «на оккупированных территориях Азербайджана» положительным (!). Можно только представить себе психологию и мировоззрение человека, давшего положительную оценку Отчету – этим самым способствовавшему активизации дипломатически атак Азербайджана. Официальный Баку непременно воспользуется оценками Галуста Саакяна для дальнейшего продвижения неприемлемых для Армении положений Отчета. 
 
Уверен, что положительный отзыв правящей верхушки РА не может не беспокоить международное сообщество, дружественные нам страны, супердержавы, заинтересованные в стабильности региона. Они не могут не заметить, что РПА ведет пораженческую политику, способствует изменению баланса сил в зоне конфликта, не сопротивляется антиармянским инициативам и, наконец, последовательно ослабляет Армению. 
 
Уверены, что Россия, США, Франция, Германия, Польша, Грузия, другие важные игроки в нашем регионе понимают, что Серж Саргсян и его политическая команда не только не в состоянии провести какую-либо реформу, но и последовательно усиливают турецкий фактор в регионе, способствуют политической и экономической изоляции Армении, в результате проигрывают в Карабахском вопросе. Можно с уверенностью утверждать, что эти процессы не исходят из интересов ни армянского народа, ни международного сообщества.