Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

За что в Ереване обиделись на Москву?

© POOL / Перейти в фотобанкРоссия и Армения подписали протокол о внесении изменений в двусторонний договор о российской военной базе в Гюмри
Россия и Армения подписали протокол о внесении изменений в двусторонний договор о российской военной базе в Гюмри
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, выстраивая свои геостратегические планы, в Москве явно переоценили адекватность своего «форпоста». И уж тем более не задумались, что в истории России были не только всхлипывания в Ереване по поводу «несправедливой» границы, но и взрывы в московском метро, устроенные ереванскими террористами в качестве «мести» за договоры, подписанные с Кемалем Ататюрком.

Москва и Ереван продолжают крепить дружбу. На уходящей неделе правительство РФ одобрило и представило президенту России Дмитрию Медведеву на ратификацию протокола о внесении изменений в двусторонний договор о российской военной базе в Гюмри от 1995 года, касающихся продления срока действия документа.
 
Как напоминают ереванские СМИ, ссылаясь на РИА Новости, в августе 2010 года Армения и Россия подписали протокол о продлении сроков пребывания российской военной базы в Гюмри до 49 лет. Строго говоря, необходимости в подобном шаге не было. Договор об аренде военной базы был подписан в 1995 году, срок его действия составлял 25 лет и еще не истекал. Зато теперь документ будет действовать до 2046 года, вдобавок ко всему географическая и стратегическая зона ответственности базы была расширена.
 
Правда, у военных специалистов сама по себе необходимость, да и, честно говоря, возможность содержать столь впечатляющий бронированный «кулак» в Армении вызывает вопросы. Сухопутной границы с Арменией у России нет. Территорией Азербайджана по понятным вопросам для такого рода транзита воспользоваться невозможно, Грузии - тоже не получится. Более того, рассуждать о стратегических выводах от такой базы могут разве что приверженцы военной стратегии «времен очаковских и покоренья Крыма». Другое дело, если Армения необходима России как инструмент дестабилизации вдоль «невыгодных» трубопроводов и средство давления на «непокорных» соседей. И эти настроения в Москве, похоже, доминируют. И вот уже Андрей Келин, директор Четвертого департамента стран СНГ МИД России, в эфире радиостанции «Голос России» разглагольствует о том, что, дескать, линия России на Кавказе очень простая, какие бы заумные мнения ни высказывали различные эксперты: «Нам нужны стабильность и процветание на Кавказе. Эта долгосрочная доминанта нашей политики останется всегда. И никаких игр мы здесь не ведем».
 
И даже, похоже, рассчитывает, что ему поверят. «Можем сказать, что Россия чувствует себя достаточно уверенно на Кавказе в политическом, военном и экономическом плане. Мы вернулись в этот регион. В любом случае, даже из того, что мы с вами наговорили, без нас сейчас в Закавказье ничего нельзя сделать», - уверяет Келин.
 
Так или иначе, красноречивый жест в виде продления договора о базе был вполне понятным образом воспринят в Армении. И теперь уже азербайджанские независимые аналитики констатируют и ужесточение ее позиции на переговорах, и резкий рост инцидентов на линии фронта - вплоть до убийства армянским снайпером девятилетнего мальчика в Агдамском районе.
 
В те же дни в Ереване эксперты столкнулись с откровенным ростом антироссийских настроений. Где разгорается скандал, в центре которого оказался небезызвестный Виктор Кривопусков, один из наиболее активных армянских лоббистов в России. Депутат парламента Армении Ара Симонян на страницах «Голоса Армении» представил его так: «В.Кривопусков - русский офицер-дипломат, автор книги «Мятежный Карабах». Человек, которому удалось пробиться сквозь немоту карабахского лихолетья и рассказать правду о национально-освободительной борьбе армянского народа, об участниках и лидерах карабахского движения. И еще о тех сотрудниках МВД СССР, русских офицерах и рядовых внутренних войск, которые сумели в экстремальных условиях сочетать выполнение служебного долга с велением совести».
 
Сегодня Виктор Кривопусков входит в состав дипломатической миссии России в Армении, где он представляет «Россотрудничество» - Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Москве, похоже, везет на дипломатов, которые и сами еще не разобрались, кого и где они представляют: совсем недавно в Москве с треском увольняли своего посла в Триполи, который, если верить утечкам из Кремля, «представлял не интересы России в Ливии, а интересы Ливии в России». С Кривопусковым же ситуация еще более туманная. «Соотечественников», за которых ему по должности вроде бы положено отвечать, в Армении нет. Этнических русских отсюда «выдавили» куда жестче, чем из стран Балтии, и главное, при полном попустительстве со стороны Москвы. Которая всего этого не видела в упор. Пространства для международного гуманитарного сотрудничества тоже немного. Иноязычные школы в Армении вызывают прямо-таки бешеное сопротивление местных ревнителей «этнической чистоты».
 
Но господин Кривопусков, похоже, решился взяться за дело всерьез. И даже нашел союзников в лице нового мэра Еревана Карена Карапетяна, бывшего главы «АрмРосГазпрома» - местной «дочки» российского супермонополиста. Как указывала еще в конце января ереванская «Жаманак», Кривопусков предложил Карапетяну организовать для сотрудников мэрии уроки русского языка. Для повышения, так сказать, качества управленческих решений. У газеты это решение не вызвало ничего, кроме возмущения.
 
«Смена мэра Еревана, казалось бы, предвещает определенную волну реформ в системе власти, или хотя бы в самом муниципалитете Еревана. А между тем первые же шаги нового мэра Карена Карапетяна, и особенно один из них, показали, что в действительности мы имеем дело с совершенно другой волной - волной российской экспансии, - предупреждает издание. - Инициатива по иноязычным школам определенным образом трансформировалась и дошла до мэрии Еревана, и сегодня мы фактически стоим перед перспективой иноязычного столичного муниципалитета. Более того, почти нет сомнений в том, что если Карен Карапетян, который является «питомцем» одного из основных инструментов российской экспансии - «Газпрома» - добьется успеха в своих усилиях, то в будущем эта волна может накрыть и всю систему местного самоуправления Армении, достигнув регионов и сел.» Еще больше возмутил «Жаманак» тот факт: что «советник посольства Виктор Кривопусков охарактеризовал русский язык в качестве «гарантии качества управленческих решений мэрии Еревана».
 
«То есть владеешь на должном уровне русским - значит ты «качественный», а не владеешь - значит, бракованный, - подводит итог газета. - Это вполне естественно, когда в твоей некачественной стране стандарты качества управления столицы твоего государства определяют советники посольств иностранных государств. Но самым печальным и тревожным, и даже трагичным, является то, что если так будет продолжаться и дальше, то очень скоро мы позабудем даже о своем некачественном государстве и будем говорить о нем в прошедшем времени, поскольку по сути здесь стоит вопрос о существовании государства».
 
«Все эти явления и события необходимо рассматривать в едином процессе, для того чтобы увидеть реальную угрозу потери независимости, которая в какой-то мере стала уже до опасной степени осязаемой реальностью, - уверена «Жаманак». - Разве не является одним из проявлений этой реальности тот факт, что немецкий журнал Der Spiegel называет главу «Газпрома» Миллера вторым министром иностранных дел Армении? А Миллер, в свою очередь, отвечая на вопрос, даже формально не пытается показаться корректным и, к примеру, из уважения к Республике Армения отметить, что это, мягко говоря, является преувеличением. Миллер слушает и переходит к сути вопроса, скромно игнорируя факт о своем «назывании» вторым министром иностранных дел Армении. А молчание, как известно, знак согласия». Вскоре с тех же позиций выступила еще одна ереванская оппозиционная газета - «Чорорд Инкнишханутюн».
 
В ответ с жесткими критическими заявлениями стали выступать активисты партии «Национальное единение»: сначала ее председатель Арташес Гегамян, затем - депутат парламента Ара Симонян, которых искренне возмущали нападки на большого друга Армении Кривопускова в частности и Россию вообще. И, возможно, скандал бы затих сам по себе, если бы не реакция армянской общественности на визит в Россию премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Точнее, на выбранную дату визита - 80-летие Московского договора, определившего границу Турции сначала с СССР, а теперь и с Арменией. И вот уже «Голос Армении», комментируя на своих страницах тот факт, что Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России представил на суд российской (и не только российской) общественности «Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении», где отмечается: «Без освоения общественным сознанием трагического опыта России в XX веке представляется невозможным движение российского общества к реальной модернизации. Исторический опыт показывает, что модернизация может быть успешной только в том случае, когда и национальная элита, и все общество едины в общем гражданском чувстве ответственности перед историей», - глубокомысленно изрекает, что, дескать, «для армянской общественности, представляется, особый интерес вызовут те страницы российской истории, которые непосредственно касались судьбы Армении, в частности, известных российско-турецких соглашений 1921 года, последствия которых в виде нагорно-карабахского конфликта видны до сих пор».
 
Похоже, выстраивая свои геостратегические планы, в Москве явно переоценили адекватность своего «форпоста». И уж тем более не задумались, что в истории России были не только всхлипывания в Ереване по поводу «несправедливой» границы, но и взрывы в московском метро, устроенные ереванскими террористами в качестве «мести» за договоры, подписанные с Кемалем Ататюрком.