Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Левон Тер-Петросян: Мы все еще не склонны говорить с властью на языке ультиматума

Представляем полный текст выступления первого президента Армении, лидера оппозиционного Армянского Национального Конгресса Левона Тер-Петросяна на митинге 8 апреля 2011г.

© PanARMENIAN Photo / Перейти в фотобанкМитинг оппозиции проходит в центре Еревана
Митинг оппозиции проходит в центре Еревана
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы ожидаем, что до следующего митинга, который состоится 28 апреля, три минимальных требования, выдвинутые нами ради диалога, - освобождение политзаключенных, восстановление права на проведение митингов на площади Свободы и официальное заверение в готовности раскрыть убийства «1 марта» - будут выполнены. Если этого не произойдет, то Армянский национальный конгресс будет вынужден резко изменить свою тактику и характер действий.

Дорогие соотечественники,
 
1 марта с.г. на митинге мы вместе с вами приняли ситуативную программу требований и действий, состоящую из 15 пунктов. На митинге 17 марта мы выделили три злободневные проблемы первого этапа реализации этой программы – освобождение политзаключенных, снятие незаконного запрета на проведение митингов на площади Свободы и официальное заверение в готовности раскрыть убийства 1 марта 2008г. - решение которых необходимо  для формального начала диалога с властью и решения других задач, выдвинутых общественностью. Мы договорились также, что не будем ускорять событий, будем действовать в рамках Конституции и законов и шаг за шагом добиваться выполнения своих требований плавным путем, удерживая страну от социальных бунтов и политических потрясений, вовсе не отказываясь от законности революционных методов борьбы, а исключительно с целью не усиливать угрозу возобновления войны со стороны Азербайджана. Если кто-то и относится к этому опасению скептично, то лично я не сомневаюсь, что Азербайджан не будет медлить ни секунды и воспользуется серьезной неразберихой в Армении.  
 
Хотя в устном выступлении на прошлом митинге я обстоятельно обратился к трем задачам, которые должны быть выполнены на первом этапе, однако считаю нужным, не избегая некоторых повторов, вновь остановиться на этих проблемах, чтобы целиком раскрыть их важность, и чтобы обществу в целом стала понятна тактика Армянского Национального Конгресса настоящего времени. Я не хочу, чтобы вы слепо верили и безоговорочно доверяли Конгрессу, а хочу, чтобы эта вера и доверие опирались на разум и на убежденность, от чего, в первую очередь, и зависит успех любого нашего дела.
 
Короче говоря, я бы хотел, чтобы каждому из вас не на уровне веры и доверия, а на уровне холодного рассудка стала абсолютно понятна аксиоматичная для меня истина, заключающаяся в том, что если три перечисленные проблемы в ближайшие дни не решатся, то остальные требования, содержащиеся в заявлении от 1 марта, никогда не будут выполнены, и диалог власть-общество так и не состоится, сведя на нет, пожалуй, последнюю возможность повышения международного авторитета Армении и противостояния внешним вызовам путем восстановления национальной солидарности. И хотя ответственность за упущение этой возможности ляжет, в первую очередь, на власть и на разные силы, которые мешают нам со стороны, однако в случае дефицита здравомыслия и дисциплины мы с вами тоже не избежим своей доли ответственности.    
 
Почему мы выделили и сочли именно эти задачи первостепенными? Потому что, как, в конце концов, поняли и содокладчики Совета Европы, это основные факторы, отравляющие политическую среду Армении, и пока они не будут устранены, об оздоровлении этой среды и начале диалога с властями не может быть и речи. А теперь по очереди обратимся к трем указанным проблемам не столько для того, чтобы еще раз подчеркнуть их важность, сколько для прояснения механизмов их решения.
 
а. Политзаключенные. Когда в какой-либо стране вопрос политзаключенных приобретает общественное звучание или приводит к кризисному положению, тогда он, независимо от правовых обстоятельств и оценок, превращается в политический вопрос и требует политического решения. Для этого по Конституции президенту дано право на помилование, которое является абсолютным правом, то есть не регулируется никаким законом и не ограничивается никаким законом. Исходя из политической или гуманитарной целесообразности, президент может когда угодно и кого угодно помиловать, без изменения своего мнения о том, кого удостаивает помилования, или обоснования своего решения, и без каких-либо объяснений. Это - важный механизм, касающийся регулирующей функции государства, который обычно применяется для преодоления взрывоопасных ситуаций с целью спасения заложников, обмена пленными, шпионами, инакомыслящими, упрощения дипломатических переговоров, заключения перемирия, ослабления внутриполитической напряженности. Можно перечислить множество случаев применения указанного механизма в жизни государств, но ограничимся несколькими примерами.

Почти ежегодно с целью стимулирования процесса арабо-израильского примирения Израиль освобождает сотни палестинских осужденных. Несколько месяцев назад при посредничестве министра иностранных дел Испании Моратиноса власти Кубы освободили около 60 политзаключенных. Президенты Мубарак и Асад под давлением общественного мнения, хотя и запоздало, но освободили недавно тысячи политзаключенных.

В этом плане Армения тоже не составляет исключения: вспомним хотя бы постоянно происходящий с Азербайджаном обмен пленными или освобождение десятков осужденных в 1998г. с мотивировкой изменения ситуации. В свете приведенных примеров само собой понятно, что в нынешней ситуации наиболее удобным средством решения вопроса политзаключенных Армении, вместо юридических хитросплетений, является применение этого простого механизма, закрепленного за президентом: однозначно очевидно, что это окажет положительное влияние на внутриполитическую разрядку.
 
б. Площадь Свободы.
Три мэра Еревана, сменившие друг друга за последние несколько лет, грубо нарушая закон, свыше ста раз отклоняли уведомления оппозиции о проведении митингов на площади Свободы.
 
Многие решения мэрии были также обжалованы в суде, однако все без исключения были оставлены в силе. Понятно, что рано или поздно и мэры, принимавшие незаконные решения, и судьи, оставлявшие эти решения в силе, предстанут перед судом. Но сейчас не это важно, а то, что власти не только цинично продолжают осуществлять эти вопиющие беззакония, но и, согласно разговорам в коридорах парламента, намерены вообще включить площадь Свободы в список территорий, запрещенных для проведения политических мероприятий. Хотя в соответствующей статье проекта нового закона РА «О свободе собраний», принятого в первом чтении, который, по сравнению с прежним, достаточно расширен, площадь Свободы пока не указана в числе запрещенных территорий, но это сделано только для того, чтобы заранее не будоражить общественность. Это предложение, по всей видимости, будет выдвинуто тайно, непосредственно перед окончательным голосованием по законопроекту. Если у властей действительно есть такое намерение, то это, после бойни 1 марта 2008г. и развязывания повсеместных политических преследований, будет их самой большой ошибкой, которая просто взорвет и без того чрезмерно напряженную внутриполитическую ситуацию в стране. Если власти до сих пор не поняли, какое значение для армянского народа имеет площадь Свободы, то настало время понять это. Это – не просто обычное место для проведения политических мероприятий, а символ. Здесь зародилась армянская демократия, здесь ковалась независимость Армении, здесь был заложен фундамент освобождения Арцаха. И никакая власть, какой бы сильной она ни была, не может отнять у народа этот символ. Это то же самое, что запретить англичанам проводить митинги на Трафальгарской площади или французам – на площадях Бастилии и Конкор.
 
в. Убийства «1 марта». Ни для кого не секрет, что нынешние власти Армении, неся всю ответственность за преступление 1 марта 2008г., вовсе не заинтересованы в деле его раскрытия и за последние три года не только не приложили усилий в этом направлении, но, наоборот, сделали все для его сокрытия. Ни один полицейский, обвиняемый в убийстве, и ни один чиновник, отдавший незаконный приказ, до сих пор не предстал перед судом, даже обстоятельства убийств все еще до конца не выяснены, личности подозреваемых тоже либо не установлены, либо, если и установлены, то так и остались секретными для общественности.

Более того, до сих пор не решен вопрос полноценной материальной компенсации семьям погибших или пострадавшим, получившим огнестрельные и осколочные ранения. Мы всегда настаивали на том, что наиболее эффективным и объективным органом расследования событий 1 марта может стать независимая международная комиссия, что, однако, было отклонено как властями Армении, так и международными организациями. Возникает вопрос: почему это можно сделать в случае с убийствами Харири и Бхутто, но нельзя сделать в нашем случае? Так или иначе, вместо международной комиссии, после длительного сопротивления была создана Группа по сбору фактов, чья деятельность, однако, была прервана сразу же после обнародования первого объективного доклада о событиях.

Сегодня вопрос о создании независимой международной комиссии или, по крайней мере, восстановлении деятельности Группы по сбору фактов с подключением к работе международных экспертов вновь стал актуальным. Утверждения о том, что страница «1 марта» закрыта, - это пустые разговоры, потому что игнорирование реальности еще не означает ее отсутствия. Бойня «1 марта» - такая трагедия, которая даже спустя сто лет, подобно преступлению «27 октября», не сотрется из памяти народа, и преступники, совершившие их, все равно не избегут, если не уголовной ответственности, то, по крайней мере, суда истории. Следовательно, пока дело по раскрытию преступления «1 марта» с места не сдвинется, оно продолжит отравлять политическую атмосферу в Армении и серьезно препятствовать восстановлению национальной солидарности, из чего власти обязаны спешно сделать выводы.  
 
***

Очень хотел бы, но не могу не обратиться к еще двум вопросам, на которые мы хоть и отвечали исчерпывающим образом, но которые упорно продолжают оставаться в арсенале внутриполитической дискуссии. Я вынужден сделать это не столько для того, чтобы разубедить наших оппонентов, сколько во многом для того, чтобы уберечь общественность от недоразумений и заблуждений. К сожалению, опыт показывает, что в нашей действительности разубеждать оппонента – бессмысленное занятие, потому что никакой разумный довод не в состоянии нарушить его «лозунговую» логику. Что ни делай, все равно он, как попугай, продолжит повторять свой припев и уклоняться от элементарного требования ответить аргументом на аргумент.

Говоря все это, я имею в виду не конкретных людей, а само явление, которое деформирует суть политической дискуссии и, вместо внесения четкости в положение вещей, вызывает еще большую путаницу. Один из обозначенных мною вопросов касается постоянно повторяемого абсурдного утверждения о том, что Армянский Национальный Конгресс монополизировал оппозиционное поле. Попытаемся искренне приложить усилия, чтобы уловить его смысл.  То, что какая-либо политическая сила может монополизировать власть, само по себе понятно, поскольку это - обычное явление в жизни государств и доказывается существованием бессчетного числа диктаторских режимов.

А то, что какая-то сила в состоянии монополизировать оппозиционное поле, это уже такая гениальная мысль, которая может возникнуть лишь в сфере армянской политической мысли. Во всяком случае, о подобной идеи в истории мировой политической мысли мне неизвестно. Как может Армянский Национальный Конгресс монополизировать оппозиционное поле: административными ресурсами, безграничными финансовыми возможностями, собственными электронными средствами информации, с помощью внешних сил, устрашением и арестом соперников или искусством гипноза и нейролингвистики? И если, не имея всего этого, а, наоборот, на протяжении трех лет подвергаясь самым жестоким политическим гонениям, Конгрессу удалось занять доминирующее положение на оппозиционном поле, в чем признаются и что признают также наши оппоненты в вышеуказанном утверждении, то причину этого нужно искать в совершенно иной плоскости.
 
Это положение Конгресс заслужил или приобрел благодаря проявлению необходимых интеллектуальных способностей, ежедневной усердной работе, упорной и последовательной борьбе, способности вести диалог с народом, готовности идти на жертвы и, наконец, организованности, дисциплине и целеустремленности. А, может, говоря «монополизация», они имеют в виду то, что Конгресс занял площадь? Но, во-первых, в Ереване есть множество площадей, а, во-вторых, бывали времена, когда Конгресс на протяжении ряда месяцев не проводил митингов (17 октября 2008г. – 1 марта 2009г., 6 апреля 2010г. – 17 сентября 2010г.). Почему за это время ни одна сила не попыталась занять площадь и упразднить так называемую монополизацию? Если и после этих объяснений они продолжат настаивать на том, что Конгресс установил монополию на оппозиционном поле, то пусть настаивают. Я больше никогда к этой проблеме не обращусь, потому что это пустое обвинение в адрес Конгресса - не что иное, как дешевый способ оправдать собственную бездарность.
 
Другой вопрос, который частично вытекает из предыдущего, касается непрекращающихся разговоров о необходимости создать Третью силу на политическом поле Армении. Попытаемся понять смысл и этой идеи. Во-первых, констатируем, что когда говорится о необходимости создания Третьей силы, то это означает, что пока существуют две силы – власть и Армянский Национальный Конгресс (Спасибо за комплимент!). Во-вторых, в таком случае возникает вопрос: почему в результате длящихся свыше трех лет разговоров и даже попыток эта Третья сила так и не была сформирована? Кто виноват? Естественно, Армянский Национальный Конгресс, который, как уже отмечалось, по мнению приверженцев «Третьей силы», монополизировал оппозиционное поле, ведя за собой народ. Что греха таить?

Да, Конгресс действительно ведет за собой значительную массу людей. В его митингах последнего времени участвует свыше 100 тысяч граждан. Что, на этом численность армянского народа исчерпана, других 100 тысяч нет? Численность совершеннолетнего населения Армении составляет около 1.800.000 человек. Это означает, что, как минимум, 18 организаций, претендующих на роль Третьей силы, могут сплотить по 100 тысяч человек. То есть человеческого потенциала Армении на данный момент достаточно для того, чтобы создать не одну, а восемнадцать Третьих сил. В таком случае, почему после стольких разговоров никто их них не формируется в этом качестве?

Это, на мой взгляд, происходит по следующей простой причине: претенденты на роль Третьей силы хотят добиться своей цели не путем длительной и упорной работы с обществом и приложением гигантских усилий, направленных на завоевание его доверия, а кажущимся легким путем дискредитации Конгресса и удаления его с поля. Они убеждены, что если Конгресс прекратит свое существование, то они автоматически займут его место, и претенденты на роль Третьей силы сразу же превратятся во Вторую силу. Они даже не скрывают того, что их цель – стать альтернативой не власти, а Армянского Национального Конгресса. И это естественно, потому что, как показала история периода независимости Армении, так называемая Третья сила в последний момент всегда переходила не на сторону оппозиции, а впрягалась в телегу узурпаторов власти. Так было в 1998-ом, в 2003-ем и 2008-ом годах во время президентских выборов, так будет, вероятно, и на следующих выборах. Хотя в нравственном плане это неприемлемо, но с сугубо демократической точки зрения это нельзя считать предосудительным поступком. Те, кто называет себя Третьей силой, сами делают свой выбор, платя за это потерей собственной репутации или даже ценой превращения в политических трупов.
 
Помимо общей оценки явления, есть также одно конкретное обстоятельство, которым объясняется сегодняшняя активизация сторонников Третьей силы. Они, по всей видимости, чрезвычайно обеспокоены перспективой установления диалога между властью и Конгрессом, последствием чего могут стать внеочередные выборы. А поскольку люди представляют подобную перспективу не иначе, как в виде договоренностей о должностях и депутатских мандатах, следовательно, они согласятся с тем, чтобы политзаключенные вечно оставались в тюрьмах, чтобы площадь Свободы никогда не возвращали народу, чтобы убийства «1 марта» не были раскрыты, лишь бы диалог не состоялся. Если и не думают так, то своими действиями способствуют срыву или затягиванию решения этих важнейших проблем.
 
По моему впечатлению, диалог между властью и оппозицией невыгоден не только внутренним, но и некоторым внешним силам, потому что то, что выведет власти Армении из уязвимого положения, укрепит позиции нашей страны в международных отношениях, в частности, в процессе карабахского урегулирования. Так или иначе, отмечая все это, мы, оставаясь приверженными демократическим принципам, будем приветствовать создание не только Третьей, но и Четвертой, Пятой и Шестой сил. Организовывайте свои митинги, убеждайте народ, что Конгресс ошибается, что вы правы, ведите его за собой, а мы пускай окажемся в последних рядах многотысячной массы. Армянский Национальный Конгресс искренне желает вам успеха и зеленой дороги.
 
***


Подытоживая свое выступление, я хочу еще раз уточнить нашу политическую повестку. Мы ожидаем, что до следующего митинга, который состоится 28 апреля, три минимальных требования, выдвинутые нами ради диалога, - освобождение политзаключенных, восстановление права на проведение митингов на площади Свободы и официальное заверение в готовности раскрыть убийства «1 марта» - будут выполнены. Если этого не произойдет, то Армянский национальный конгресс, считая возможность диалога исчерпанной, будет вынужден резко изменить свою тактику и характер действий. Мы все еще не склонны говорить с властью на языке ультиматума, но народному терпению есть предел. 28 апреля станет днем либо начала диалога, либо окончательного разделения власти и общества.