Встреча между российскими депутатами и представителями Международной черкесской ассоциации, состоявшаяся 16 мая в Государственной Думе Российской Федерации, вызвала неоднозначную реакцию общественности. Пользователи черкесских порталов и интернет-сайтов настоятельно требуют от президента и других представителей данной организации официальных разъяснений относительно целей, программы и деталей прошедшей встречи.
Международная черкесская ассоциация, которой в ранге президента руководит Каншоби Ажахов, представляет интересы всего лишь малой части черкесской общественности, лояльно настроенной по отношению к руководству РФ и полностью подчиняющейся его воле. Известно, что участники московской встречи не скрывали своего удовлетворения и выражали полную поддержку проведению зимних олимпийских игр 2014 года в г. Сочи, из-за чего заслужили резкую критику со стороны оппозиционно настроенных черкесов.
Встреча, проведенная по инициативе российского правительства, явно связана с процессами, происходящими в Грузии. Если бы не работа, начавшаяся с грузинской стороны по проблеме признания геноцида, Москва еще долго продолжала бы замалчивать «черкесский вопрос», хотя, согласно распространившейся информации, на упомянутой выше встрече о геноциде не было сказано ни слова, а были затронуты лишь второстепенные проблемы черкесской диаспоры. Руководитель «Черкесского конгресса» республики Адыгея Мурат Берзегов заявляет, что, несмотря на многочисленные обращения, депутаты Государственной Думы так и не удосужились встретиться с ними и рассмотреть вопросы геноцида и депортации черкесов, так как они всегда избегали говорить на данную тему.
Геноцид черкесов должна признать не только Грузия, но в первую очередь Россия. Черкесы являются народом, проживающим в России, и обязанностью именно этого государства является адекватная оценка преступлений, совершенных в XIX веке. Без этого теряют смысл все рассуждения о сохранении самобытности черкесского народа, и даже решение о репатриации. Россию только условно можно назвать федерацией. На самом деле это империя, с соответствующей политикой и методами. И поэтому все разговоры Москвы относительно самоопределения народов являются попросту кощунством.
Москва, вместо того чтобы вести диалог с черкесами по вопросу признания геноцида, намеревается принять контрмеры. Она, предположительно посредством спецслужб, старается сформировать такие бездеятельные альтернативные черкесские движения, которые будут проводить ее интересы и выполнять функцию противовеса по отношению к силам, оппозиционно настроенным к федеральному правительству. Несмотря на это, управляемые из Кремля организации наверняка не смогут завоевать доверие всего черкесского общества. В независимых черкесских организациях настолько велико желание признания геноцида, что те силы, которые скептически настроены по отношению к данному вопросу, не должны надеяться на поддержку с их стороны.