- Господин Степанян, как вы думаете, почему именно сейчас грузинские власти решили придать статус юридического лица действующим в стране религиозным конфессиям, в том числе – Армянской Апостольской церкви?
- Это серьезный и необходимый шаг, т.к. меньшинства здесь не могли защищать свои права. Хотя, что и говорить, причина не только в этом. Могу сказать, что после визита Католикоса процесс принятия этого решения активизировался, и свою роль в этом сыграли также католики. Грузинские власти давно хотели решить этот вопрос, однако мешала позиция Грузинской церкви. Сейчас также мешает, однако усилилось давление из Европы, со стороны международных организаций, и в результате всего этого шаг был сделан.
- Как вы объясните агрессию, особенно антиармянскую, проявившуюся в последние дни в Грузии в связи с принятием этого решения?
- В Грузии проснулась армянофобия. В общественном транспорте, на улице, повсюду обсуждается этот вопрос в негативном для армян контексте. Грузинское общество разделено на несколько частей: есть неприкрыто агрессивные антиармянски настроенные группы, хотя немало и людей, для которых подобные проявления неприемлемы. За последние несколько дней на улицы вышли примерно 20 тысяч человек, которые были весьма агрессивно настроены в отношении армян. В первом заявлении Грузинская церковь сообщила, что вся вина лежит на армянах, которые якобы хотят отобрать грузинские церкви. Уже имели место 30 случаев антиармянской истерии. Весьма негативно высказываются об армянах особенно представители интеллигенции, общественных организаций, партийные деятели, на телевидении.
Могу сказать, что за последние 17 лет это первый случай, когда армянофобия в Грузии принимает такие масштабы. Хотя этими законодательными изменениями предусмотрено присвоить статус юридического лица как Армянской Апостольской церкви, так и Римской католической, мусульманам, еврейской общине и вообще всем религиозным течениям, которые «имеют подобный статус в странах-членах Евросоюза», однако разъярил и удивил верующих Грузинской Православной церкви лишь факт придания статуса ААЦ. Этим настроениям способствовало интервью Зенона – главы Дманисской и Агарак-Таширской епархии ГПЦ. Зенон высказал мнение, что принятые законодательные изменения прямо проистекают из желаний ААЦ. В своем заявлении Зенон, по сути, указал на Армянскую церковь и власти Армении, якобы по настоянию которых грузинский парламент и принял этот закон, не ожидая результатов переговоров с Православной церковью..
- По вашему мнению, смогут ли внешние силы, в частности Россия, воспользоваться создавшейся ситуацией?
- Вполне возможно, ничего невозможного я тут не вижу. Их вмешательство зависит от дальнейших развитий.
- Какие пути разрешения проблемы вы видите? Как можно остудить агрессию?
- Решения должны быть приняты армянскими и грузинскими властями и церквами. Они должны разъяснить, каким видят будущее, должны говорить об Армянской и Халкедонской церквах в Грузии. Отношения между властями развиваются гармонично, проблема в церквах, что и мешает мирному развитию отношений. Запланирована встреча представителей армянской общины, где будут определены наши дальнейшие шаги. Мы обратимся к международным организациям – в ООН, ЕС, чтобы по возможности предотвратить подобные случаи антиармянской истерии, серьезно бороться против армянофобии.