С 26 по 28 июля 2011 года в Киеве проходит встреча между российским Патриархом и главами грузинской и украинской церквей. Они собрались, чтобы обсудить ряд тем, представляющих взаимный интерес и попытаться пролить свет на некоторые важные проблемы, накопившиеся за последние годы. Показательно, что в этой встрече принимает участие грузинский патриарх, так как в отличие от украинской церкви, частично зависимой от Московского патриархата, грузинская церковь абсолютно независима. А если учесть политическую ситуацию между Россией и Грузией, то эта встреча покажется еще более интересной и неожиданной.
Во время встречи более всего говорилось о сепаратистских регионах Абхазии и Южной Осетии и о том, как улучшить отношения между русским и грузинским народами. Патриарх Кирилл, чтобы успокоить Илию II, подтвердил, что русская церковь уважала и будет уважать территориальную целостность грузинской церкви, которая считает два сепаратистских региона составляющей частью патриархата Тбилиси. Какой следующий политический шаг предпримет московская церковь по отношению к Грузии мы увидим в ближайшем будущем. В настоящий момент, чтобы понять истинное значение и важность этой встречи, нужно вернуться назад и проанализировать реальную политическую ситуацию в регионах.
Как мы знаем из недавних событий, Россия продолжает вести напряженную борьбу за политический контроль над Грузией и Украиной, используя все средства, имеющиеся в ее распоряжении. Одним из этих недавно появившихся инструментов, с помощью которых Кремль рассчитывает добиться своих целей в различных соседних странах, является Русская православная церковь, с которой представители высших эшелонов власти российского режима поддерживают прочные отношения и сотрудничество. Несмотря на прошлую непростую историю отношений между церковью и российским правительством, после смерти патриарха Алексия II в 2008 году и с приходом патриарха Кирилла ситуация изменилась. Новый русский патриарх Кирилл очень умен и дальновиден. Его политика и его видение того, какой должна быть Российская Федерация, полностью совпадают с политикой Путина. В прошлом, когда во главе московского патриархата стоял патриарх Алексий, отношения между государством и русской церковью были гораздо более прохладными. Церковь сохраняла свою независимость и сама строила отношения с соседними странами. Чтобы привести пример, заметим, что патриарх Алексий II вел себя очень дипломатично по отношению к православной грузинской церкви и поддерживал сердечные отношения с патриархом Илией II. На протяжении ряда лет церкви Тбилиси было трудно осуществлять духовное руководство в сепаратистских регионах, которые были закрыты и изолированы российскими войсками, что ограничивало проникновение туда юрисдикции грузинского патриархата. Несмотря на такие обстоятельства Алексий II всегда избегал любого типа провокаций по отношению к Грузии, уважая границы грузинской церкви.
Однако патриарх Кирилл, начиная с 2008 года, не раз пытался воспользоваться слабостью грузинской церкви, чтобы восстановить старое влияние на грузинскую церковную систему. Речь идет о незначительном вмешательстве, которое, однако, в глазах грузинской церкви выглядит крайне провокационным. Как мы уже говорили, из–за российской оккупации Абхазии и Северной Осетии представители грузинской церкви физически не могут добраться в эти места, и здесь вступает в игру внешняя политика русской церкви. Недавно церковь Москвы попыталась заменить православный грузинский обряд своим собственным. Как мы уже недавно слышали, официально патриарх Кирилл признает, что эти территории подпадают под юрисдикцию грузинской церкви, но все же продолжает использовать ситуацию, чтобы добиться своей самой главной политической цели.
Грузинская церковь крайне удивлена и разочарована действиями патриарха Кирилла, который, идя на поводу у Москвы, практически перестал поддерживать прозападное правительство Грузии и сотрудничать с грузинским патриархатом. Как видим, весь политический процесс вокруг Абхазии и Южной Осетии сопровождается тесным сотрудничеством и согласием между русской церковью и Кремлем. Эта надежная стратегия нацелена на то, чтобы пробить брешь в непроницаемой скорлупе Грузии и вновь получить хотя бы минимальный контроль над ней. Сепаратистские регионы Грузии оказались эффективнейшими инструментами в борьбе против внешней политики Грузии, и они исключительно умело используются как российским правительством, так и московским патриархатом.
Российскому правительству, оккупировавшему Абхазию и Южную Осетию, удалось подорвать территориальную целостность Грузии и, как следстие, заблокировать (временно) процесс присоединения Грузии к НАТО. Русской православной церкви, вмешивающейся в дела этих регионов, удалось “вынудить” церковь Тбилиси и ее патриарха Илию II к диалогу даже без формального согласия грузинского правительства. Кроме всего прочего, в настоящее время в Грузии отношения между церковью и государством переживают трудный период по причине несогласия православной церкви с политикой правительста, пытающегося ввести новые законы, которые дали бы другим религиозным культам права подобные тем, которыми пользуется православная грузинская церковь. Патриарха возмутил тот факт, что подобное решение было принято без предварительной консультации с местной церковью и выразил свое недвусмысленное несогласие.
Нужно подчеркнуть, что в Грузии много православных христиан, а патриарх Илия II весьма почитается, люди считают его очень мудрым и верят ему. Итак, роль церкви очень велика, и в случае возможного конфликта между правительством и патриархатом, большинство населения скорее всего встанет на сторону патриарха... Патриарх может очень сильно влиять на формирование общественного мнения, указывая на приоритеты политического курса Грузии. Скоро мы увидим, какую игру поведет русская церковь и каков будет ответ Тбилиси...