В Грузии предварительно зарегистрированы географические указания и места происхождения 19 грузинских продуктов. В список попали сельскохозяйственные продукты, сорта грузинского сыра, минеральные и родниковые воды.
Председатель Национального центра интеллектуальной собственности, Сакпатенти, Ираклий Гваладзе, считает, что таким образом Грузия поможет местным производителям на экспортных рынках и защитит национальную продукцию от фальсификаторов.
«Географические названия – это тоже интеллектуальная собственность, - сказал Гваладзе в интервью Би-би-си. – Грузия уже зарегистрировали около 37 наименований, и мы собираемся расширять этот список. В него войдут известные грузинские продукты».
Процесс регистрации 19 наименований завершится через три месяца, говорит Гваладзе.
Работа над списком грузинской сельскохозяйственной продукции совместно с министерством сельского хозяйства Грузии ведется с прошлого года.
На первом этапе были зарегистрированы 18 грузинских вин, говорит Гваладзе.
По его словам, защита на зарубежных рынках наименований сельскохозяйственных продуктов, соответствующих местности, в которой их производят, равно как и географических названий, зависит от соглашений между государствами.
Грузия наряду с 26 странами является участником Лиссабонского соглашения о защите указаний мест происхождения и их международной регистрации, Парижской конвенции по охране промышленной собственности, а также соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, некоторые главы которой касаются охраны географических указаний в рамках ВТО (ТРИПС).
В июне этого года министры ЕС одобрили подписание соглашения с Грузией о защите географических указаний сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
По словам Гваладзе, список названий грузинских вин уже рассматривается в европейских странах и, скорее всего, вступит в силу к началу ноября.
«Согласно договоренности между ЕС и Грузией, на территории Грузии защищено около 3000 географических названий и мест происхождения продуктов, - говорит Гваладзе. – Так что мы тоже уже с прошлого года начали работать над списком грузинских продуктов вместе с министерством сельского хозяйства».
Грузинские вина только из Грузии?
Согласно Сакпатенти, регистрация поможет защитить грузинскую продукцию от фальсификации и недобросовестных производителей.
«В постсоветском пространстве грузинские продукты и грузинские вина пользуются большим спросом. Много вин не имеют ничего общего с грузинским вином, но при этом они имеют грузинские названия», - говорит Гваладзе.
По словам Гваладзе, было много случаев регистрации грузинских названий в других странах в качестве торговых марок, и это становилось серьезным препятствием для грузинских производителей.
«Например, если кто-то зарегистрировал трейдмарку сулгуни (грузинский сыр), никто уже не может продавать сулгуни в этой стране без его согласия, - говорит Гваладзе.- Когда идет регистрация географических обозначений и названий это сливается в базу данных и продукты уже защищены от подобной незаконной регистрации».
В этом году Грузии пришлось отстаивать права на грузинское вино «Хванчкара» в США. По словам Гваладзе, были случаи регистрации грузинских продуктов и на европейских рынках.
«У нас были конкретные факты, когда бренды использовали и даже регистрировали в США, - говорит Гваладзе.- Сейчас мы ведем переговоры с компанией в Германии, которая зарегистрировала там «Цинандали» и «Киндзмараули». Может, будет и судебное разбирательство. Так что есть конкретные случаи, и это [регистрация патента] - превентивный шаг с нашей стороны».
В помощь экспортерам?
Леван Давиташвили, руководитель по маркетингу и продажам компании Schuchmann Wines Georgia, говорит, что в странах СНГ и Восточной Европы, где грузинские вина узнаваемы, регистрация названия грузинских вин помогает. Однако наличие регистрации работает далеко не на всех экспортных рынках.
«В балтийских странах, например, можно встретить вина из Болгарии и Испании под различными грузинскими именами. Это, конечно, мешает не только конкретным винам, но и вообще грузинскому вину, - говорит он. - В самом Евросоюзе доверяют больше производителями из стран ЕС, чем настоящим производителям грузинского вина».
Однако экономисты уверены, что и в долгосрочной перспективе регистрация географических указаний продуктов поможет грузинским производителям бороться за места на экспортных рынках.
«Это, естественно, не решает само собой вопрос расширения экспортных рынков для грузинских производителей. Это, скорее, превентивная мера защиты от альтернативных производителей в случае роста популярности грузинской продукции», - говорит руководитель Ассоциации молодых экономистов Грузии Анна Катамидзе.
При этом Катамидзе сомневается, что регистрация сможет защитить грузинскую продукцию на рынках большинства постсоветских стран.
«На постсоветском пространстве, где фальсификаторы сравнительно легко реализуют продукцию, регистрация не решит проблему, это больше зависит от работы местных ведомств», - полагает Катамидзе.
Однако, профессор Тбилисского государственного университета Нодар Хадури, считает, что у Грузии довольно высокие шансы сделать местных производителей более защищенными.
«Тут важна и добрая воля другой стороны, в которой продается грузинская продукция, - уверен Хадури. - Но самое главное - это международное право. Естественно, если странам важен их имидж в этом отношении шансы на то, что будет возможной защита грузинской продукции высокие».