Президент ИРИ Махмуд Ахмединежад принял 17 сентября находящегося с визитом в Тегеране министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна и выразил заинтересованность своей страны в укреплении отношений с дружественной Арменией, охарактеризовав армяно-иранские отношения историческими. Стороны выразили удовлетворение в связи с развивающимся сотрудничеством, подчеркнув готовность развивать взаимовыгодные отношения. В ходе встречи был обсужден процесс реализации совместных экономических программ.
Поздравив министра Налбандяна с 20-летием независимости Армении, глава МИД Ирана Али Акбар Салехи отметил тот факт, что добрососедские отношения, сформировавшиеся между Арменией и Ираном в течение истории, крепнут день ото дня.
А армянский министр, в свою очередь, заявил, что между Арменией и Ираном нет проблемных вопросов, если и есть, то они из серии технических и решаются общими усилиями.
Во время встречи министры обсудили вопросы двусторонних отношений в политической, экономической и культурной сферах, а также совместные программы в сферах энергетики и транспорта. Кроме того, они высказались за проведение регулярных межмидовских консультаций и расширение договорно-правового пространства отношений. Налбандян и Салехи коснулись деятельности армяно-иранской межправительственной комиссии, которая играет важную роль в разработке и реализации совместных программ. В конце мая в Тегеране состоялось десятое заседание комиссии, по итогам которого было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере энергетики, водоснабжения, поставок нефти, газа и электроэнергии. Армения и Иран осуществляют ряд совместных энергетических проектов, в том числе строительство из Ирана в Армению нефтепродуктопровода и нефтеперерабатывающего завода, а также Мегринской ГЭС на реке Араз. Армянская сторона вложит 100 миллионов долларов в нефтепродуктопровод Иран-Армения, строительство которого планируется начать в 2011 году и завершить в 2014 году. Стороны также отметили важность проведения дней культуры в двух странах. Собеседники обменялись мнениями вокруг возможностей стимулирования туризма. Была достигнута договоренность о проведении мероприятий в связи с 20-летием (в 2012 году) установления дипломатических отношений между двумя странами. Главы внешнеполитических ведомств Армении и Ирана затронули также региональные вопросы. По просьбе Салехи Налбандян рассказал о ходе переговоров по урегулированию карабахской проблемы, отметив важность взвешенной позиции Ирана в этом разрезе.
И тут надо бы отметить, что лицемерие официального Тегерана не имеет границ. Буквально несколько дней назад тот же Ахмадинежад заявил о нерушимости азербайджано-иранских братских отношений. Он даже признал Армению агрессором и потребовал освобождения всех оккупированных территорий Азербайджана.
И на этом фоне официальный Тегеран признает, что имеет поистине дружественные отношения с Арменией при полном отсутствии проблем с ней, если, конечно, не считать оккупацию территорий Азербайджана «техническим вопросом».
А вот с Азербайджаном у Ирана существуют на самом деле серьезные проблемы. Официальный Тегеран никак не желает договориться с Баку о разграничении Каспия, притом претендуя заполучить то, что Ирану никогда не принадлежало.
Иран в альянсе с Россией выступает против строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия. И тут вообще не понятно, какие цели преследует Иран. Подыгрывает ли он России или же пытается сохранить для себя возможность стать транзитным узлом по транспортировке энергоресурсов из Средней Азии в Европу, что позволит ему заиметь серьезные рычаги влияния на определение политической позиции в мусульманских государствах региона? Скорее всего, и то, и другое. То есть сегодня Иран подыгрывает России, как говорится, с дальним прицелом. Давление на Азербайджан нарастает, при том несмотря на ряд серьезных уступок со стороны официального Баку. Азербайджан сохранил полный нейтралитет в вопросе международных санкций в отношении Ирана, даже в определенной степени поддержал в данном вопросе южного соседа, заявив, что Тегеран имеет полное право на ядерные разработки в мирных целях. Это было заявлено на высшем уровне.
Далее, Азербайджан публично взял на себя обязательство о том, что его территория никогда не будет использована для нападения на Иран. И это несмотря на то, что в случае, если Иран станет обладателем ядерного оружия, вряд ли Азербайджан будет чувствовать себя уютно. Наоборот. Иран с ядерным оружием станет непосредственной угрозой для Азербайджана. И, наконец, официальный Баку отказался поддержать любые резолюции в ООН, направленные на осуждение национальной политики тегеранского режима. И это тоже несмотря на то, что проживающие в Иране азербайджанские тюрки лишены элементарных гражданских прав. В последнее время наблюдается обострение отношений Ирана и со стратегическим союзником Азербайджана в регионе - Турцией. На первый взгляд претензии Ирана к Турции более чем обоснованны. Накануне МИД Ирана направил в Турцию запрос с просьбой разъяснить решение Анкары о размещении на своей территории элементов противоракетной обороны (ПРО) НАТО («Синьхуа»).
По мнению иранской стороны, которое озвучил сам глава внешнеполитического ведомства ИРИ Салехи, размещение радара НАТО в Турции станет недружественным шагом по отношению к Тегерану. Он также добавил, что для самой Анкары нет видимых военных угроз, которые бы требовали подобной реакции. Стоит напомнить, что основной причиной подобного шага США называют растущую военную угрозу со стороны Ирана.
В самой Турции мнения о развертывании радара раннего ракетного обнаружения разделились. Ведущая оппозиционная сила страны в лице Народно-республиканской партии (НРП) в принципе не против установки элементов системы ПРО на территории страны. Но при этом НРП отмечает непоследовательность внешней политики правительства, указывая на ошибочность курса «ноль проблем с соседями», который провозгласило правительство Реджепа Тайипа Эрдогана. В НРП приходят к вполне логичному выводу, что в результате «нулевого» курса ухудшились отношения не только с традиционными союзниками, но и с Ираном, Россией и Сирией, с которыми до того у Анкары были хотя и не идеальные, но все же ровные отношения. И теперь, после провала нового курса, придется заново налаживать отношения, хотя это удается с трудом.
Партия националистического действия (ПНД), наоборот, считает установку американского радара на территории Турции серьезной ошибкой. «Правительство старается создать видимость ухудшения отношений с Израилем, но это не соответствует действительности. Появление в Турции систем ПРО США - самый наглядный пример ложности политики напряженности с Израилем. Посвященные в детали понимают, что система преследует цель защитить именно Израиль. Ведь выпущенная из Ирана ракета не может достичь Европы», - заявил в интервью газете «Ватан» председатель Центра стратегических исследований Турции (ТЮРКСАМ), депутат от ПНД Синан Оган.
Эксперт подчеркнул, что с географической точки зрения город Малатья является самым удобным пунктом между Израилем и Ираном. Он заявил, что ПРО не средство обороны, а напротив, атакующее звено. «Оно может послужить причиной войны между нами и Ираном», - подчеркнул он.
На вопрос, почему система ПРО видится депутату средством атаки, он ответил, что «запущенная Ираном ракета не будет направлена непосредственно на врага». «Ракета выходит в космическое пространство и оттуда уже атакует цель. Ее можно уничтожить с трех позиций: во время выхода в космос, непосредственно в космосе и во время поражения цели. Если представить, что на Израиль одновременно наведут 100 ракет, 97 можно сбить в воздухе, но три останутся в действии. Невозможно уничтожить все. Для уничтожения Израиля достаточно 3 ракет. Для этого ракеты следует уничтожать еще до запуска», - считает он. Депутат утверждает, что Турция вот-вот попадет в ловушку. «Очень велика вероятность возникновения напряжения в отношениях с Ираном. У этой вероятности две причины - события в Тунисе рано или поздно повторятся в Иране. Однако примеры Сирии и Ливии показывают, что Турция действует заодно с США. Вторая причина - система ПРО. Израиль в любое время может осуществить диверсию - искусственно создать угрозу атаки со стороны Ирана. Цель США заключается в конфликте Турции с Сирией. Запад не задается вопросом, возможно ли это. Это установленный факт, их интересует только дата. К сожалению, Турция находится на грани попадания в эту ловушку», - заявил Оган.
Что касается самой правящей Партии справедливости и развития (ПСР), то она пытается отрицать антииранскую или же антироссийскую направленность ЕвроПРО. И надо отметить, что правительство Эрдогана оказалось в сложной ситуации. Из-за антиизраильских настроений в обществе оно никак не может признать антииранскую направленность ЕвроПРО. Ведь антизападные и антиизраильские настроения присущи больше той части турецкого электората, которая в парламентских выборах голосовала за ПСР.
Кроме того, в Интернете появились аудиозаписи переговоров руководителя национальной разведслужбы (MIT) Хакана Фидана, которые он, в бытность советником премьер-министра Эрдогана, вел с лидерами ПКК в Осло в 2010 году. Правительство, по сути, признало подлинность этих аудиозаписей. В них Фидан открыто признает, что представляет на переговорах лично Эрдогана и уполномочен вести переговоры по политическим вопросам. Хотя сам премьер-министр не раз заявлял, что никаких переговоров с ПКК на уровне правительства и его ближайших соратников не ведется, а утверждающие подобное, в частности, лидер НРП Кямал Гылычдароглу, являются бесчестными политиками.
Между тем представитель Белого дома, пожелавший остаться неназванным, как сообщает газета Milliyet, заявил, что соглашение между Вашингтоном и Анкарой повысит безопасность Турции и укрепит связи Анкары с союзниками по блоку НАТО. «С другой стороны, соответствующие структуры США будут пересылать в Израиль данные с радара Евро-ПРО в Турции», - считает источник. Напомню, что председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майк Маллен охарактеризовал отношения Соединенных Штатов с Турцией как «жизненно важные». «Наши отношения очень крепкие, в особенности в военной сфере. Турки уже продолжительное время наши надежные союзники и друзья», - заявил он. Обращает на себя внимание и тот факт, что и в вопросе ЕвроПРО Россия и Иран оказались в одной упряжке. МИД РФ 17 сентября выступил с комментарием по поводу вступления в силу соглашения между США и Польшей о размещении в Польше американской противоракетной базы. ИА Regnum приводит текст заявления российского МИД полностью.
«15 сентября вступило в силу подписанное в 2008 году соглашение о противоракетной обороне (с дополнительным протоколом, заключенным в 2010 году) между Соединенными Штатами Америки и Польшей, предусматривающее размещение на польской территории к 2018 году базы американских ракет-перехватчиков SM-3. Как мы неоднократно подчеркивали в связи с размещением элементов американской ПРО в Румынии и Турции, реализация противоракетных планов США в Европе идет быстро и планомерно. Причем делается это вне зависимости от характера и эволюции ракетных вызовов и угроз. Пример Польши - очередное тому свидетельство. Логика развития событий лишь подтверждает актуальность получения от США и НАТО твердых гарантий ненаправленности развертываемых в Европе противоракетных средств против стратегических ядерных сил России, необходимость выработки в Совете Россия-НАТО действенных и предметных решений относительно концепции и архитектуры ПРО, разворачиваемой в регионе. Об этом мы также неоднократно говорили», - сказано в заявлении МИД РФ. Стоит напомнить, что в последний раз МИД РФ констатировал «быстроту и планомерность» разворачивания ПРО США в Европе и просил «гарантий» относительно ее ненаправленности против России 15 сентября, то есть после того, как 13 сентября в Вашингтоне госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски подписали соглашение по размещению элементов американского противоракетного щита в Румынии. До этого МИД РФ ждал «гарантий» в течение всего 2010 года, пока Вашингтон и Бухарест вели переговоры о размещении на территории Румынии элементов ПРО США. 2 сентября МИД РФ попросил гарантий в связи с решением Турции разместить на своей территории американскую РЛС. Ранее, в июне 2011 года, МИД РФ дважды выражал «озабоченность» по поводу перемещений крейсера ВМФ США «Монтеррей» в рамках украино-американских учений «Си Бриз-2011» и его захода в грузинский порт Батуми. США и Украина тогда дали понять, что «озабоченность» Москвы их не интересует. В то же время президент РФ Дмитрий Медведев в мае 2011 года заявил, что намерен ждать от НАТО гарантий ненаправленности ПРО против России до 2020 года.
Вряд ли является случайным и то, что в последнее время официальный Тегеран все чаще выражает надежду на выполнение со стороны России условий соглашения о поставках зенитно-ракетных комплексов С-300 Ирану. Россия должна выполнить условия соглашения о поставках Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, сказал министр обороны ИРИ Ахмад Вахиди, сообщает «Тренд» со ссылкой на информагентство IRNA. По словам министра, официальный Тегеран надеется, что Москва найдет способ выполнить контракт.
В начале сентября Иран подал жалобу на Россию в Международный арбитражный суд. Основанием для подачи жалобы стало невыполнение российской стороной соглашения о поставках этих комплексов. Контракт на поставку пяти дивизионов ЗРК С-300 ПМУ-1 был подписан еще в конце 2007 года. Сумма сделки составила 800 миллионов долларов США.
В июне 2010 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1929, вводящую ограничения на поставки Ирану обычных вооружений, включая ракеты и ракетные системы, танки, штурмовые вертолеты, боевые самолеты, корабли. Позднее, 22 сентября, президент России Дмитрий Медведев подписал указ о запрете на передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. Это предусматривается подписанным главой российского государства указом о мерах по выполнению резолюции СБ ООН 1929.
В июне 2011 года глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин допустил возможность возобновления переговоров с Ираном по С-300 после отмены санкций СБ ООН.
Таким образом, Иран надеется, что новые геополитические реалии в регионе заставят Россию каким-то образом в обход резолюции Совбеза ООН выполнить условия соглашения о поставках ракет С-300.
Да, безусловно, политика «ноль проблем с соседями» Турции не имела шансов на успех. Однако надо отметить, что именно Россия и Иран после августа 2008 года отвергли инициативы Турции по созданию региональной системы безопасности, не подписав Пакт мира и стабильности, притом без участия США и Евросоюза. По большому счету, именно Москва и Тегеран отказали Анкаре в праве слова в решении региональных вопросов, в том числе на Южном Кавказе. Москва и Тегеран однозначно выступили против какого-либо военного присутствия Турции на Южном Кавказе, не оставив ей ни единого шанса на реализацию региональных амбиций.
Одним словом, в том, что Турция опять пытается переориентировать собственную внешнюю политику на Запад, определенную роль сыграли Россия и Иран, не пожелавшие поделиться с ней «местом под солнцем».
Однако и Турции тоже необходимо быть более последовательной во внешней политике. Ведь Азербайджану волей-неволей приходится ориентироваться на Турцию, как на единственного и более опытного надежного союзника в регионе, вносить коррективы в собственную внешнюю политику. А подобные зигзаги во внешнеполитическом курсе Анкары вряд ли способствуют реализации Азербайджаном внятной и последовательной внешней политики, что чревато для официального Баку определенными негативными последствиями.