Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Жизнь, погруженная в нефть

В своей завоевавшей премию серии фотографий «Caspian» молодой британский фотограф исследует здоровые и нездоровые отношения людей и нефти в курортном городе Азербайджана.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2010 году молодой британский фотограф Хлоя Дью Мэтьюс совершила сухопутное путешествие из Британии в Китай, передвигаясь несколько месяцев автостопом и устраивая стоянки на берегу Каспийского моря.

В 2010 году молодой британский фотограф Хлоя Дью Мэтьюс совершила сухопутное путешествие из Британии в Китай, передвигаясь несколько месяцев автостопом и устраивая стоянки на берегу Каспийского моря. На прошлой неделе она выиграла премию на международном конкурсе фотографии, который проводил журнал British Journal of Photography, за свою серию «Caspian», которая частично посвящена городу Нафталан в Азербайджане и его любопытным лечебно-оздоровительным процедурам на основе нефти.

Сырая нефть, которую производят в Нафталане, известна в этом регионе своими целебными свойствами, благодаря ей этот город стал курортным центром, куда люди приезжают, чтобы посидеть в ваннах с темно-коричневой маслянистой жидкостью в надежде излечиться от таких болезней как ревматизм, артрит и псориаз.

На вебсайте Дью Мэтьюс серия «Caspian» начинается с фотографии гравийной дороги, сквозь которую проступает нефть, напоминающая трещину в земной поверхности. В метафорическом смысле очень сильный образ. Однако следующий образ кажется более сюрреалистически беспечным: пара ног, покоящихся на бортике ванной, заполненной темно-коричневой жидкостью, со стекающимися потеками  нефти между пальцами. Затем стоящий голый мужчина, сфотографированный сзади – его спина, ягодицы и ноги покрыты пленкой нефти.

Контраст между производством нефти Нафталана и ее использованием в терапевтических целях является одним из лейтмотивов этой серии снимков. Здесь вещество, которое обычно ассоциируется с властью, богатством и мировой торговлей, используется для лечения болезней и улучшения самочувствия.

В отличие от других курортных городов, Нафталан, запечатленный на ироничных фотографиях Дью Мэтьюс, вовсе не кажется благоприятным для здоровья. Старые трубы с пятнами нефти вдоль выложенных плиткой стен. Процедурные кабинеты выглядят по больничному уныло. На одной из фотографий женщина средних лет сидит в ванной с нефтью с золотой цепочкой, висящей на шее прямо над границей темной густой жидкости. За пределами лечебного учреждения все выглядит еще хуже: посреди бетонного двора стоит пустой стол, предназначенный для трапез, над которым возвышаются дымящие трубы и бочки для нефтепродуктов на платформах; у входа стоят грязные грузовики, ожидающих отправки своего мерзкого груза. Весь пейзаж кажется запачканным, на всем лежат отпечатки добычи сырой нефти.

 

Фотохроника: Разлив нефти в Мексиканском заливе

 

На другом берегу реки Дью Мэтьюс сфотографировала рабочих-мигрантов за тяжелой работой, которые строят изысканно украшенные дворцы для казахских бизнесменов, разбогатевших на торговле нефтью. Здесь также отчетливо видны последствия этой искаженной экономики. И только когда ее взгляд падает на линию берега, начинает понемногу проявляться странная красота этой земли вместе с ощущением обыкновенной жизни, которая, как всегда, идет своим чередом. На одной фотографии два металлических каркаса для зонтов стоят на песке рядом с линией спокойного моря, а на заднем плане молодой человек делает стойку на руках рядом со своим велосипедом. На другом снимке две девушки с платками на головах идут по выгоревшей поверхности соляных дюн по направлению к подземной мечети. Но нефть неизменно демонстрирует свое присутствие: мрачные платформы нависают над морем, в котором резвятся подростки.

В этих фотографиях присутствует сдержанная поэзия, сплав будничных наблюдений и спокойного репортажа с искусным использованием приглушенного цвета и тонов. Дью Мэтьюс пишет о своем путешествии по побережью Каспийского моря: «Фотографии, которые я сделала, отражают сущность и этих людей, и этой земли, потому что они тесно связаны друг с другом. И любой экологический шрам, оставленный на земле правительствами прошлого, становится раной на теле народа».

Ее фотографии, пусть не столь очевидно, это передают. Они с одинаковой силой демонстрируют и мрачные картины, и мгновения спокойной красоты, которые перемежают ее угрюмое повествование.