Теперь, когда грузинский президент Михаил Саакашвили кажется готовым отбросить свои претензии к своему заклятому врагу, России, позволяя ей вступить во Всемирную торговую организацию, стоит спросить: а чем это выгодно Тбилиси?
Так как российские войска все еще находятся на грузинской территории, которую они захватили в ходе войны в 2008 году, Грузии можно простить бесконечные претензии на торговом фронте. Но у Тбилиси хорошие политические и экономические причины для того, чтобы начать сотрудничать.
Во-первых, широкое обсуждение помогло напомнить миру о желаниях Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии, отделившихся регионов, которые в настоящий момент охраняются российскими вооруженными силами. Очень мало стран последовали примеру России и признали независимость Абхазии и Южной Осетии, но они также и не поднимают этот вопрос, по большей части. Дипломатия, связанная с ВТО, вернула вопрос на международную арену, пусть и косвенным путем.
Россия не без основания отказалась от изначального грузинского предложения о том, что грузинская таможня будет вести контроль над торговыми операциями на границах отделившихся территорий и России. Сложно представить, как грузинские таможенные офицеры смогут работать бок о бок с российскими вооруженными силами на границе.
Теперь Москва рассматривает грузинское предложение о том, чтобы контроль осуществляли международные наблюдатели. Это менее выгодно с грузинской точки зрения, так как не позволяет ей заявить о своем территориальном праве посредством размещения своих представителей, но это лучший альтернативный вариант, так как он подчеркивает, что границы являются спорными, или, по крайней мере, заслуживают особого отношения.
Также грузинский президент Михаил Саакашвили увидел, как некоторые из его сторонников на Западе посчитали его действия в преддверии войны задиристыми. Некоторая гибкость сейчас может помочь ему вернуть несколько друзей в Вашингтоне и Брюсселе.
И США, и ЕС фактически признали, что Россия вернула некоторую долю своего влияния на территории бывшего Советского Союза. И они не готовы многое предпринимать по этому поводу, учитывая множественные мировые экономические и политические трудности.
Грузия заявила, что не подвергалась давлению со стороны США по одобрению российской заявки на вступление в ВТО. Однако не стоит отрицать, что США найдут способ поблагодарить Грузию, если вступление в ВТО все-таки состоится.
Тем временем, включение недружелюбного северного соседа в международный торговый клуб может принести экономическую выгоду Грузии.
Вступив в ВТО, Россия должна будет соблюдать цивилизованные торговые отношения, которые усложняют возможность стран-членов запугивать друг друга. России почти точно придется снять запрет, введенный в 2006 году специалистами Роспотребнадзора, на ввоз грузинского вина и минеральной воды, который сильно ударил по грузинскому экспорту. Может усложниться процесс введения подобных запретов в будущем, хотя это точно не станет невозможным.
С 2008 года Грузия нашла новых торговых партнеров и попыталась получить выгоду из своего стратегического местоположения на перекрестке Европы и Азии.
Россия, традиционное направление для грузинского экспорта, теперь находится на шестом месте среди торговых партнеров маленькой страны. Турция, Азербайджан, Украина и Китай стали основными рынками для экспорта грузинского металла и минералов, включая сплавы на железной основе, удобрения и золото.
Китай, Казахстан и Европейский Союз пьют грузинское вино, хоть и в меньших количествах, чем когда-то это делала Россия. Минеральная вода «Боржоми», известная своим облегчающим похмелье эффектом, - слишком соленая для западного вкуса, но хорошо продается в странах СНГ, где есть ностальгия по советским временам.
Отважная Грузия заслуживает похвалы за диверсификацию экспорта, но ей также будет выгодно восстановление торговых отношений с огромным российским рынком в рамках правил ВТО. Прямые иностранные инвестиции в Грузию сократились до 600 миллионов в год с рекордных 2,1 миллиарда долларов до войны, но они могут увеличиться, если выход на российский рынок будет стабильным.
В конце концов, членство в ВТО может укрепить безопасность Грузии. Абхазия и Южная Осетия были известными черными дырами для контрабандистов все те десять лет, что беззаконные регионы пытались выйти из-под влияния Тбилиси до войны 2008 года. Официальные грузинские представители называли в то время Южную Осетию «крупнейшим магазином беспошлинной торговли в мире».
Грузия уверена, что даже под всевидящим оком российской секретной полиции отделившиеся территории остаются транзитными территориями для контрабандных товаров. Дополнительные наблюдатели могли бы помочь.
«Это факт, что торговля у границ - коррумпированная и довольно мутная», - считает Сергей Капанадзе, заместитель министра иностранных дел Грузии.
«Нет отчетности или прозрачности о том, что попадает в страну или выезжает из Грузии». Иностранные наблюдатели могут исправить ситуацию. «Вот что мы получим от этой сделки».