Грузия существенно приблизилась к НАТО, однако ей нужно провести ряд реформ, чтобы соответствовать стандартам альянса, полагает генсек организации Андерс Фог Расмуссен.
Выступая после заседания Совета НАТО, прошедшего в грузинском курортном городе Батуми, Расмуссен заявил, что североатлантический альянс не отказывается от решения, принятого в апреле 2008 года в Бухаресте. «Наше решение в силе – Грузия станет членом НАТО», – заявил генсек.
Однако он предупредил, что Тбилиси еще предстоит «пройти определенный путь» и призвал провести реформы в сферах избирательного законодательства, свободы слова и добиться независимости судебной системы.
В ходе двухдневного визита в Грузию глава НАТО также говорил, что предстоящие парламентские и президентские выборы могут стать «лакмусовой бумажкой» грузинской демократии.
«Грузия важна для НАТО, и я знаю, НАТО важен для Грузии, – сказал Расмуссен. – Мы уже близки, и мы хотим стать еще ближе».
Генеральный секретарь и делегация североатлантического совета прибыли в Грузию по приглашению грузинского правительства для участия в заседании Комиссии НАТО-Грузия, созданной вскоре после августовской войны 2008.
Североатлантический совет провел заседание в Грузии уже во второй раз. Первая такая встреча состоялась в сентябре 2008 года.
В Афганистане – первые
Визит североатлантического совета за несколько месяцев до саммита НАТО, который должен состояться в Чикаго, в Тбилиси считают важным политическим событием.
Однако в экспертных кругах опасаются, что приглашения стать членом альянса Грузия в ближайшем будущем всё равно не получит.
Более 900 грузинских военнослужащих находятся сейчас в Афганистане, в составе Международных сил содействия безопасности.
Сейчас это второй по численности воинский контингент из стран, не являющихся членами НАТО. Через год он станет первым.
По словам министра обороны страны Бачо Ахалая, Грузия собирается послать в Афганистан еще один батальон, доведя численность своего контингента до 1500 человек.
Андерс Фог Расмуссен уверен, что служба грузинских военных в Афганистане помогает им быть более подготовленными для участия в других миссиях вместе с коллегами из стран-членов НАТО. А это является ключевым при подготовке Грузии к членству в Альянсе.
Однако выступая на пресс-конференции в Тбилиси, Расмуссен отметил, нет прямой связи между участием в операции в Афганистане и будущим членством Грузии в НАТО.
«Это один из факторов, однако есть много элементов, которые необходимо выполнить до того как членство [в НАТО] может осуществиться», – заявил Расмуссен.
Фактор российских войск
В среду Расмуссен сказал на пресс конференции в Тбилиси, что ни одна страна вне альянса не может наложить вето на расширение НАТО, а политика открытых дверей организации не направлена против России.
Однако грузинские эксперты опасаются, что Россия является серьезным препятствием на пути вступления Грузии в НАТО.
«России даже не нужно противиться [вступлению Грузии в НАТО], – говорит старший эксперт грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе. – Ее многотысячные войска в Абхазии и Южной Осетии – это и есть тот фактор, перешагнуть через который НАТО не может».
Призывы совершенствовать демократию, считает эксперт, представляют собой «перманентный повод», чтобы не называть конкретную дату вступления Грузии в альянс. По словам Гегешидзе, даже самые справедливые, честные и конкурентные выборы не помогут Грузии добиться вступления в НАТО.
«НАТО должен будет закрыть глаза на присутствие российских войск в Абхазии и Южной Осетии, – полагает Гегешидзе. – Не думаю, что это возможно».
Грузинские эксперты опасаются, что перспектива вступления Грузии в НАТО стала еще более туманной, чем до бухарестского саммита 2008 года.
По словам эксперта по вопросам политики безопасности Ираклия Сесиашвили, преградой для вступления Грузии в НАТО является также "непрямое влияние России".
«Грузия не ведет диалога с Россией, и НАТО с осторожностью смотрит на вступление Грузии в альянс», – полагает эксперт.