В самопровозглашенной республике Южная Осетия подведены предварительные итоги президентских выборов, состоявшихся 13 ноября. Во второй тур вышли глава местного министерства по чрезвычайным ситуациям Анатолий Бибилов и экс-министр образования Алла Джиоева. Оба набрали более 25 процентов голосов. Второй тур – 27 ноября.
Одновременно с президентскими выборами в Южной Осетии проходил референдум о придании русскому языку государственого статуса. «За» высказалось 84% избирателей.
Сообщает корреспондент Радио Свобода в Цхинвали Тамара Терашвили:
– Выбывший после первого тура из президентской гонки Дмитрий Тасоев, один из наиболее радикально настроенных оппонентов действующей власти, считает, что большую роль в выборах сыграл административный ресурс. Он говорит о нарушениях законов, о подкупе избирателей. Правда, по словам Тасоева, прямых фальсификаций представители его штаба не выявили. На вопрос РС, кому из кандидатов, прошедших во второй тур, он отдает предпочтение, Тасоев не ответил. Однако заметил, что никто из оппонирующих власти кандидатов не будет поддерживать представителя действующей власти – в том числе, и он. А Анатолий Бибилов, отметил Тасоев, является именно ставленником власти – если уж об этом громко заявил действующий президент Эдуард Кокойты на одной из встреч с общественностью.
Читайте также: Президентские выборы в Южной Осетии - впереди второй тур
Корреспондент РС поговорила также со Станиславом Кочиевым, бывшим спикером парламента, лидером Компартии Южной Осетии. Кочиев сообщил, что его партия официально поддерживает Бибилова и будет на него работать. Вместе с тем, говорит экс-спикер, ему очень близка позиция Аллы Джоевой, за которую голосовали многие оппозиционно настроенные избиратели.
Итоги первого тура выборов президента самопровозглашенной республики Южная Осетия комментирует президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский:
– Результаты достаточно интересные. Очевидно, что во втором туре мы увидим огромное преимущество Джиоевой – примерно 60% голосов против 30% у Бибилова. Бибилов «выжал» весь свой ресурс, весь свой потенциал уже в первом туре. При этом по всем кремлевским телеканалам показывали только Бибилова, а Джиоевой вообще не было видно...
Конечно, в Южной Осетии (как и в Абхазии) намного больше демократии, чем в путинской России. Отчасти это вызвано тем, что там «вертикаль власти» еще не выстроена, а отчасти – тем, что вооруженный народ труднее заставить склонить голову. Можно искать разные причины, но факт остается фактом: в Южной Осетии, безусловно, политическая конкуренция намного выше, чем в России. Такой же безусловный факт – что отношение к России в Южной Осетии полностью положительное и Южная Осетия хочет быть с Россией, – отмечает Михаил Тульский.
Эксперт по проблемам Кавказа Алексей Ващенко опасается, что провал Кремля на выборах в Южной Осетии приведет к обострению ситуации на всем Кавказе:
Читайте также: Абхазия и Южная Осетия встревожены российско-грузинским компромиссом по ВТО
– Вспоминаются выборы 2004-2005 года в Абхазии, когда Кремль поддерживал кандидата Хаджинбу, а был избран Багапш… Сейчас мы видим повторение ситуации. Провал Бибилова свидетельствует о том, что Владислав Сурков (который в Кремле отвечает за политику на просторах России и СНГ) со своей кадровой политикой и Дмитрий Медведев со своей кадровой политикой – полностью банкроты. Кремль отказался от схемы, предлагавшейся Эдуардом Кокойты: поставить человека, который бы продолжал его курс. И вот здесь, я считаю, была сделана большая ошибка…
В Осетии есть два нюанса. Первый заключается в том, что населению надоела коррупция. Второй – что на выборах президента здесь лидирует женщина. Представить, что женщина будет лидировать в Дагестане, Чечне, Ингушетии, практически невозможно. А в Осетии – возможно, и у оппозиции есть все шансы сделать так, что она станет президентом.
Хочу обратить внимание на то, что после абхазских выборов, когда Кремль фактически получил пощечину, ситуация на Северном Кавказе была очень сильно дестабилизирована. Боюсь, после югоосетинских выборов люди в очередной раз убедятся, что контроль Кремля над Кавказом становится все слабее, и центробежные террористические проблемы там будут обостряться, – говорит Алексей Ващенко.