В последнее время, де-факто правительство и религиозные круги Абхазии заметно активизировались в связи с вопросом абхазской диаспоры, проживающей на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии. Происходящие в Сирийской арабской республике драматические события, переросшие в широкомасштабное кровопролитие и гражданскую войну, относительно ускорили этот процесс. Абхазы, «обеспокоенные» судьбой своих соотечественников, пытаются ускорить процесс репатриации мухаджиров.
Сепаратисты постепенно начинают осознавать, что их национальной самобытности угрожает серьезная опасность. После незаконного признания «независимости» Абхазии со стороны России и размещения военных баз на ее территории, абхазы утратили даже ту мнимую независимость, которую имели до признания. Печальной реальностью является тот факт, что на оккупированных территориях на сегодняшний день больше российских военных, чем местных абхазов.
Очередной попыткой, призванной исправить существующее положение, можно рассматривать идею де-факто правительства, вернуть обратно абхазов, проживающих в Сирии, которые были депортированы в XIX веке в результате русско-кавказской войны.
Подобные попытки предпринимались и в недавнем прошлом (во время президентства С. Багапша) по отношению к абхазам, проживающим в Турции, хотя, из-за вмешательства со стороны России они оказались безуспешными. Абхазская диаспора в Турции отличается относительно прозападными взглядами и связывает свое будущее с Европой, а это не может нравиться России, что и послужило причиной приостановки данного процесса. Что же касается абхазской диаспоры в Сирии, то их переселение определенным образом служит интересам России, и выбор на них пал не случайно. Сирия на протяжении многих лет считалась пророссийским государством и сателлитом Кремля, и проживающие там абхазы придерживаются проправительственных, а, следовательно, приемлемых для России взглядов. Поэтому Россия заинтересована в переселении на Кавказ определенного количества именно «сирийских абхазов» (которые впоследствии должны стать ее опорой), а не европейски мыслящих абхазов из Турции.
За последний период позиции России на Кавказе, мягко говоря, заметно ослабли, что наряду с другими факторами, вызвано политическими действиями Грузии по отношению к Северокавказскому региону (углубление контактов с северокавказскими народами, признание геноцида черкесов, введение безвизового режима для коренных жителей региона). Сложная обстановка и в связи с подготовкой к олимпийским играм в Сочи (протест черкесов, позиция Грузии из-за оккупации Абхазии, незаконного вывоза инертных материалов и т.д.), к этому следует добавить и ввод беспрецедентно большого количества военной техники и личного состава на территорию Абхазии после августовской войны 2008 года, что вызывает серьезное чувство протеста среди местных абхазов. С учетом всего вышеуказанного, Кремль пытается «задобрить» абхазов и черкесов, и для этого собирается выдвинуть на передний план вопрос репатриации депортированных кавказских этносов.
Естественно, официальную Москву больше устраивает сохранение статус-кво, а не репатриация абхазов, но из-за перечисленных выше проблем и факторов, она вынуждена пойти на определенные уступки. Понятно, что Кремль не допустит массовой репатриации ни черкесов, ни абхазов, и это будет сделано лишь для отвода глаз – подобными действиями Россия попытается продемонстрировать всем, что является либеральной и «гуманной» страной, которая заботится об эмигрантах, и таким образом, завоевать доверие как кавказских народов, так и международного сообщества.
В любом случае, даже если процесс репатриации начнется реально, это будет минимальное количество репатриантов, которое не сможет повлиять на демографическую ситуацию на Кавказе в ущерб интересам России, а Кремль, как внутри страны, так и за ее пределами, используя привычный пиар, постарается создать себе фальшивый имидж демократического государства.