Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Географическое и геополитическое положение Армении нельзя назвать удачным, если вдруг ситуация в регионе выйдет из-под контроля и начнется война «всех против всех». Вариант весьма пессимистичный, но возможный, если Сирию удастся расколоть и «уйти» Асада. Вслед за падением Асада возьмутся за Иран, и Армения окажется даже не между двух огней.

Географическое и геополитическое положение Армении нельзя назвать удачным, если вдруг ситуация в регионе выйдет из-под контроля и начнется война «всех против всех». Вариант весьма пессимистичный, но возможный, если Сирию удастся расколоть и «уйти» Асада. Вслед за падением Асада возьмутся за Иран, и Армения окажется даже не между двух огней, а в потоке беженцев отовсюду.

На наш взгляд, в этом случае будет работать закон больших чисел, грубо говоря – выигрывает тот, кто сможет получить больше вооружения и кто сможет поставить под ружье большое количество солдат. Сюда не входят различные вооруженные группировки, воюющие на той или другой стороне, исходя из вероисповедания, пристрастий и просто денег. Как уже не раз говорилось, война идет между суннитами и шиитами, а шире – между США и РФ за гегемонию на огромном пространстве от Северной Африки до Центральной Азии, а вернее до Китая и Индии.

Наши соседи, а именно Турция и Иран имеют огромные армии – достаточно малейшего повода, чтобы они поставили под ружье больше миллиона человек с каждой стороны. А повод найдется всегда, было бы желание, особенно если учесть непомерные амбиции Турции. Если сравнить цифры, то получается следующая картина. Вооруженные силы Ирана состоят из двух независимых структур – армии Исламской Республики и Корпуса стражей исламской революции. Общая их численность достигает 523 тысяч человек. Еще 350 тысяч числятся в запасе, а 40-60 тысяч человек являются сотрудниками полувоенных ведомств. Кроме того, Корпусу стражей подчиняются нерегулярные «силы сопротивления» «Басидж», в которых официально состоят 12,6 млн. иранцев, в том числе женщины и дети.

Численность личного состава Вооруженных сил Турции, не считая резервистов, составляет 720 тысяч человек. Для мобилизации в военное время может быть использован военно-обученный резерв численностью до 90 тысяч человек, в том числе 38 тысяч - резерв первой очереди.

В странах Южного Кавказа армии, естественно, меньше – как по численности, так и по технической оснащенности, что в современной войне играет большую, если не главную роль.

Численность личного состава Вооруженных сил Грузии в 2011 году составляла 39 тысяч человек. Мобилизационные возможности - 140 тысяч человек. Вооруженные силы Азербайджана насчитывают 67 тысяч человек, из них армия 57 тысяч, флот 2 200, ВВС 8 тысяч, с запасом в 210 тысяч человек. В составе Вооруженных сил Армении, по разным оценкам, от 50 до 70 тысяч, с запасом в 210 тысяч человек. Таков количественный расклад. Однако дело не в войсках и даже не в вооружении. Куда важнее моральная составляющая, которая, как известно, может преломить ход военных действий. Простой пример – национально-освободительная война в Нагорном Карабахе, которая закончилась победой народа Арцаха, несмотря на численное превосходство в живой силе и технике со стороны Азербайджана. Азербайджанской армии в уже далеком 1992 году не помогли даже наемники-моджахеды.

При самом пессимистичном прогнозе, страны Южного Кавказа «вернутся» в метрополии – Османскую, Персидскую или Российскую. Но это крайний вариант. Грузия уже начала дрейф в сторону НАТО, вольно или невольно способствуя возрождению Османской империи в границах до Первой мировой войны. Азербайджан будет расчленен между Ираном и Россией, а что касается Армении – то тут совершенно неясно, что с ней будет: слишком много желающих использовать ее территорию для транзита энергоносителей, особенно в свете того, что США и Европе нужны новые трубопроводы для энергоносителей из Каспия.

Между тем, по данным из открытых источников, энергетические ресурсы Каспийского моря и Средней Азии (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан) были очень завышены в течение последних лет. В 90-е годы США оценивали запасы Каспия в 100-150 млрд. баррелей. Теперь их оценивают вполовину меньше и даже в 50 млрд. Доказанные запасы нефти Каспия составляют от 16 до 22 млрд., что сравнимо с запасами США (22 млрд.) и Северного моря (17 млрд.), и в 10-15 раз меньше, чем все запасы Ближнего Востока. Доказанные запасы газа Каспия – 236-337 триллионов кубических футов, что сравнимо с запасами США – 300. Туркменистан занимает 11 место в мире – 159 оценочно. У Узбекистана – 110, у Казахстана – 88, у Азербайджана - 35. Но даже эти запасы необходимо транспортировать по спокойному региону во избежание терактов. Более того, трубопровод должен быть как можно короче, чтобы снизить затраты. Пример дорогостоящего и ничем экономически неоправданного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан лишь подтверждает, что политика не всегда способствует экономике, все обстоит с точностью до наоборот.

Войны в ХХ веке велись за энергоресурсы и в нашем случае не исключены локальные столкновения за трубу. Регион слишком нестабильный, если принимать во внимание ситуацию не только с иранской ядерной программой, которая может быть такой же реальностью, как оружие массового поражения Саддама Хусейна. Его так и не нашли и нет никакой гарантии, что будет доказано, что у Ирана есть атомная бомба. Куда как опаснее наличие ядерного оружия у Пакистана и Израиля. Есть еще раздираемый гражданской войной Афганистан. И уже не будем говорить о том количестве оружия, которое есть в регионе. Но все вышесказанное не говорит о том, что война обязательно будет. ООН, США да и Западу в целом надо бы не вооружать боевиков и принимать опасные резолюции, а оставить страны Ближнего Востока и Центральной Азии в покое. От этого только выиграет мировое сообщество, которое ратует за мир пока только на словах.