В настоящее время Азербайджан практически достиг «своего потолка» в объемах нефтедобычи. А значит в будущем добыча нефти в стране будет иметь тенденцию к снижению. Отметим, что низкие темпы роста Валового внутреннего продукта Азербайджана с начала года были связаны именно со снижением нефтедобычи в стране.
Тем не менее, сегодня азербайджанские нефтяники все еще чувствуют себя победителями, так как на мировых рынках цены на нефть и природный газ находятся на весьма высоком уровне. Соответственно, Государственная нефтяная компания (SOCAR) готова активно инвестировать финансовые средства на реализацию крупномасштабных проектов.
Однако в 2017 году азербайджанская экономика может столкнуться с серьезными проблемами. Дело в том, что свой «джекпот» SOCAR собирается срывать именно в 2017 году, с началом поставок на европейские рынки азербайджанского газа в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз». Сами азербайджанские нефтяники весьма «грубо» подсчитали, что его стоимость может составить 25 млрд. долларов с отклонением 30% от указанной стоимости в сторону повышения или понижения. Особо подчеркнем, что начать поставлять азербайджанский газ предполагается к 2017 году, то есть к моменту, когда станет окончательно ясно, одержит ли сланцевый газ победу на европейском и азиатском рынках или нет. По крайней мере рынок США сланцевый газ окончательно завоевал, и если успешно продолжит осваивать и европейский рынок, то возникнет вопрос, как Азербайджан и его партнеры смогут вернуть свои инвестиции на разработку месторождений и создание инфраструктуры по доставке азербайджанского газа в Европу.
Российские финансисты уже осознали всю реальность нависшей угрозы и обратились к своим газовикам. Так, Сбербанк вновь сообщает «Газпрому» о нависшей опасности. По мнению главного экономиста Сбера Ксении Юдаевой и ее коллег, «Газпром» уже в 2016 году может потерять значительную долю европейского рынка, а экспортные цены на его продукцию могут быть снижены чуть ли не в разы. Угроза исходит из одного и того же места - сланцевых пород нескольких американских штатов. Идея о том, что «Газпром» лишится нынешних контрактов из-за того, что США зальют весь мир газом, добытым по новой технологии из сланцевых пород, существует с тех самых пор, как эта технология появилась более 10 лет назад. Схема вероятного «свержения» российской монополии с ее европейского трона такова:
США наращивают добычу, отказываются от импорта сжиженного газа (СПГ). Все, что раньше ввозилось в Америку, отправляется в Европу.
Когда будет готова инфраструктура, Америка также начинает экспорт сжиженного газа, в том числе в Европу. Европейский спотовый рынок растет, потребители, насмотревшись на разницу в ценах в Америке и на границе с Россией, начинают еще настойчивее требовать у «Газпрома» новую контрактную систему с ценами, привязанными к спотовому рынку, а не «фиксированными» и привязанными к нефти, как сейчас. Вероятно, кто-то из европейцев решится добывать сланцевый газ у себя дома (кроме Польши, которая и так наверняка решится). «Газпром» вынужден согласиться и потерять как часть объемов, так и разницу в цене.
«Газпром» всегда отвечал, что ничего не боится, потому что добыча сланцевого газа:
а) неэкологична, а потому применима только в безлюдной местности;
б) себестоимость ее высока в сравнении с «традиционным» газом, а потому она доживет как бизнес лишь до первого падения цен;
в) общий дебит скважин невелик, добыча со временем падает по гиперболе, а значит все проекты предполагают бесконечное бурение. От этого общая стоимость реализации проектов может стать еще выше, и этот факт скрывается добывающими компаниями для получения кредитов.
Однако теперь на эти сомнения «Газпрома» даны первые ответы. За 10 лет доля «сланцев» в добыче газа выросла с нуля до 29% в 2010 году.
Америка отказалась от импорта и замкнулась в себе со своим растущим рынком сланцевого газа. Появился единый рынок сжиженного газа всего Восточного полушария. Два полушария и цены в них пока никак не связаны между собой. В 2010 году на торговлю сжиженным газом пришлось 30% всего мирового рынка газа. Ее объемы выросли на 22,6%. Поставки газа через трубопроводы проигрывают сжиженному газу. В 2010 году они выросли всего на 5,4%, в основном из-за увеличения поставок газа из России в Европу.
Пока в Европе российская монополия с переменным успехом противостоит попыткам клиентов снизить цены, в Америке цены продолжают падать - за несколько лет снижение составило 80%. В апреле они оказались на минимальном значении за последние 10 лет - 70 долларов за 1000 куб.м.
Однако, вопреки ожиданиям, американские производители сланцевого газа спокойно пережили падение оптовых цен ниже себестоимости добычи. Бурение новых скважин взамен выбывших продолжается, а рынок постепенно меняется, растет спрос на газ: на него переходит транспорт, готовится инфраструктура под экспортные поставки.
Многие добывающие компании пошли на сокращение добычи газа. Однако снижение цен не повлияло на рентабельность добычи. В США на большинстве скважин вместе с газом добывают и конденсат - сырье для производства пластика - его стоимость привязана к ценам на нефть. Многие компании переходят с добычи газа на добычу нефти и конденсата с помощью тех же технологий. Газ они получают «попутно» - для нефтяной добычи он составляет 30-50% дебита. Кроме того, многие компании купили страховку от падения цен газ, что также помогает им пережить тяжелые времена.
Переломным станет 2016 год - тогда США и Канада смогут начать экспортировать газ на внешние рынки. До тех пор в Северной Америке не успеют построить мощности для сжижения и экспорта газа, ведь еще 5-10 лет назад строились терминалы, рассчитанные на его импорт. Первые терминалы для экспорта газа откроются в США и Канаде уже в 2015 году. Большая же часть начнет функционировать в 2016-2017 годах. Канада планирует экспортировать газ в Японию и Юго-Восточную Азию. Для этого на побережье Тихого океана будут построены терминалы, рассчитанные на экспорт 40 млрд. куб.м в год.
В США обсуждают и более крупные проекты - терминалы, рассчитанные на экспорт 100 млрд.