Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Время активизации процесса карабахского урегулирования

© Фото : Официальный сайт Виталия Трофимова-ТрофимоваВиталий Дмитриевич Трофимов-Трофимов
Виталий Дмитриевич Трофимов-Трофимов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Интервью Day.Az с директором Центра стратегической этнографии, главой комитета по межэтническому взаимодействию Общественной палаты Санкт-Петербурга, российским политологом Виталием Трофимовым-Трофимовым.

Интервью Day.Az с директором Центра стратегической этнографии, главой комитета по межэтническому взаимодействию Общественной палаты Санкт-Петербурга, российским политологом Виталием Трофимовым-Трофимовым.
 
- Какой вам видится нынешняя ситуация на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта?
 
- Есть некоторая проблема с тем, что не все, происходящее в конфликтном районе, доступно общественности. Но, тем не менее, создается впечатление, что ситуация на линии соприкосновения в настоящее время более спокойная, чем даже год назад. Реальный конфликт угрожал региону в 2010 году, когда произошла серия инцидентов и провокаций. Однако эскалации конфликта не произошло, и сейчас видится серьезный прогресс в этом направлении. Возможно, это обманчивое впечатление, связанное с нехваткой информации.
 
- За последние четыре года Россия была самым активным посредником в карабахском урегулировании. Как скоро стоит ожидать активизации посреднической миссии России?
 
- Полагаю, основная работа по миротворчеству на Кавказе начнется в сентябре-октябре этого года. К тому времени стихнут выступления оппозиции в России, закончатся отпуска, и российская дипломатия вернется в рабочий режим. К ноябрю, скорее всего, состоится очередная встреча между тремя лидерами, если эта работа окажется плодотворной.
 
- Как бы вы оценили состоявшиеся недавно в Армении парламентские выборы?
 
- Выборы в Национальное собрание Армении ознаменовались полной победой консерваторов: и национал-ориентированных из Республиканской партии, и либеральных из «Процветающей Армении». И, напротив, полным поражением оппозиции. Никакого существенного противовеса армянскому политическому курсу ожидать не придется. Поэтому ничего нового на повестке дня не появится: Армения продолжит преследовать свою политику в отношении Нагорного Карабаха, выступать за союз с Россией и европейскими странами, продвигать инициативы по признанию «геноцида» (отсюда и далее кавычки наши – авт.) армян и развивать проекты по усилению своей диаспоры. Другими словами, существенных изменений в политике Сержа Саргсяня не произойдет.
 
- МИД РФ накануне отметил, что в ближайшее время состоится очередной раунд переговоров по договору аренды Габалинской РЛС. Каковы ваши ожидания на этот счет?
 
- Принципиальных разногласий между российской и азербайджанской сторонами по поводу аренды Габалинской РЛС нет, вопрос только в цене и в том, кто будет эту цену платить. Россия несколько затягивает подписание договора и, видимо, для этого есть свои причины. Возможно, они связаны с потенциальным участием НАТО в радиолокационной разведке на южном направлении. Тогда возможно совместное участие России и НАТО в рамках тех форматов, которые ранее предлагала Россия. Если МИД РФ сможет оперативно провести консультации с западным блоком и прояснить их формат участия, подписание может состояться не позднее начала июня.
 
- Хотелось бы услышать ваш комментарий по поводу смены президента во Франции.
 
- Победа левого кандидата была ожидаема. Саркози принимал непопулярные решения и не всегда считался с реакцией населения и оппонентов. Это были не только внутриполитические решения в социальной сфере или в области иммиграционного законодательства, но и внешнеполитические – торможение «ближневосточного квартета» по арабо-израильскому урегулированию, военная операция в Ливии, забуксовавший план Медведева-Саркози. Усугубил все процесс выборов, когда было запрещено публиковать данные экзит-полов, выкладывать в сеть ролики с нарушениями и так далее.
 
Высокая личная харизматичность позволяла ему действовать резко, но запас подобных действий оказался ограничен. Французская нация предпочла более умеренного и не столь решительного, но опирающегося на идеи стабильности и личного благополучия для граждан Франсуа Олланда.
 
Новый президент вряд ли запомнится резкими решениями и непродуманными реформами, обращенными напрямую к народу. Его методы – методы скрытной дипломатии и строительство широких политических союзов. Поэтому его политика скорее будет консервативной и, в отличие от Саркози, больше обращена внутрь страны. Во внешней политике Францию ждет конформистский период.
 
- А как, по-вашему, Париж будет вести себя сейчас в плане карабахского урегулирования?
 
- Урегулирование этнополитических конфликтов и разрешение кризисов было козырной картой Николя Саркози. Прежний президент активно, хотя и не совсем результативно, участвовал в арабо-израильском урегулировании, миротворчестве в Южной Осетии, проявлял особый интерес к Нагорному Карабаху. Олланд, скорее всего, не будет уделять столько внимания внешним конфликтам и ограничится Евросоюзом. Стабилизация евро будет интересовать его куда больше. Вряд ли стоит ожидать от нового лидера Франции каких-то прорывных решений в затяжных конфликтах.
 
Что касается Нагорного Карабаха, скорее всего, он будет акцентироваться на выполнении уже достигнутых договоренностей, в частности преследовать выполнение резолюций, принятых на пленарной сессии Европейского парламента в апреле, и следовать курсу другого участника МГ ОБСЕ – США.