Остается всего пять месяцев до парламентских выборов в Грузии. Они призваны обновить весь парламент страны и положить конец, как многие надеются, крайне аномальной ситуации.
Она аномальна, потому что в грузинском парламенте отсутствуют политические партии, которые четыре года тому назад отказались занять в нем свои места, не признав окончательные результаты самих выборов, которые привели к победе партию Саакашвили (Единое национальное движение - правые), получившую 119 из 150 мест в парламенте.
Согласно оппозиционным политикам, были допущены грубейшие нарушения и фальсификации в пользу Саакашвили во время голосования, следовательно, оппозиция сочла, что было бы неправильно признать законными эти результаты. Сами обозреватели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) признали факт многочисленных нарушений во время голосования, но посчитали эти выборы лучшими из тех, что проводились прежде…
Впоследствии при посредничестве западных правительств маленькая часть этих политиков согласилась войти в парламент среди рядов оппозиции, но у них не было никакой возможности изменить или повлиять на равновесие сил. С 2008 года и до сих пор партия Саакашвили со своим «болгарским большинством» никогда не сталкивалась с проблемами управления и принятия законов.
К сожалению, многочисленные аналитики соглашаются с тем, что за последние пять лет не проводилось никаких серьезных политических дебатов между правительством, оппозиционными партиями и общественностью страны. Этот тип «однопартийного» управления в парламенте негативно повлиял на «рост и зрелость» политических институтов Грузии.
Сегодня внутренняя политика Грузии крайне сложна. Существует полный отрыв президента страны от лидеров оппозиционных партий. Партия власти жестко выступает против оппозиции и оппозиционеров и, как мы указывали раньше, часто использует российскую угрозу, чтобы дискредитировать лидеров оппозиции и зародить среди местного населения смутное подозрение в ее «коллаборационизме» с врагом (в данном случае с Кремлем). Оппозиция же стремилась изменить тактику игры и стала объединяться вокруг единственного кандидата.
Нового кандидата зовут Бидзина Иванишвили, он французско-грузинский миллиардер, деловой человек, который вышел на сцену несколько месяцев тому назад как достойный кандидат. Он заявил, что хочет заняться политикой, чтобы нанести поражение Саакашвили и установить в Грузии «реальную демократию, а не карикатуру на нее». Бидзина Иванишвили уже основал свою партию «Грузинская мечта» и принялся за организацию манифестаций в Тбилиси, чтобы прощупать почву и понять реакцию народа. 27 мая этого года во время марша против Саакашвили он смог вывести на площади от 50000 до 100000 человек в стране, где проживает всего четыре миллиона жителей.
В тот же день он выдвинул программу своей партии и пообещал возродить страну, начав с наиболее уязвимой части грузинского общества, которую волнуют такие темы, как пенсии, минимальная заработная плата, состояние сельского хозяйства. Он заявил, что намерен улучшить отношения с Россией и усилить политику укрепления связей с НАТО, чтобы ускорить процесс присоединения, и тому подобное.
Но с тех пор как Иванишвили сформировал союз оппозиционных партий и начал набирать народную поддержку, партия Саакашвили принялась напрямую атаковать самого Бидзину Иванишвили.
Это серьезное дело, которое находится под строжайшим наблюдением со стороны американских и европейских политиков, плохо воспринявших эту новость. Сначала речь шла о двойном гражданстве Бидзины Иванишвили, на чем хочет сыграть Саакашвишвили в свою пользу. Позиция грузинского правительства по этого вопросу очень жесткая. Было объявлено, что президент Саакашвили только сейчас заметил, что он никогда не предоставлял двойное гражданство Иванишвили (после его натурализации во Франции) и, следовательно, считает его французским гражданином. Этим путем делается попытка отказать Иванишвили в выдвижении его кандидатуры на выборах, но причины такого отказа аргументировать действительно трудно.
Закон о двойном гражданстве был введен самим Саакашвили, и он подвергался жесткой критике политиков. Коротко говоря, двойное гражданство фактически разрешается: закон касается грузин по рождению, которые получают второе гражданство в другой стране. Он отличается от закона о натурализации иностранных граждан в Грузии. Она признается только после формального согласия президента Саакашвили. Это несоответствие чисто персонального характера не входит ни в какие рамки корректности и равенства. Обычно такое согласие предоставляется регулярно всем, подавшим запрос, и до сих пор не было зарегистрировано проблем подобного типа.
Разумеется, все оппозиционные политики и большая часть общественного мнения страны, по результатам многочисленных интервью, проведенных в Тбилиси и окрестностях, увидели политическую мотивацию за этим отказом. Они требуют вмешательства дипломатического корпуса, аккредитированного в Грузии, и просят проанализировать ситуацию с Иванишвили более внимательно.
Следовательно, нынешняя ситуация в Грузии очень динамична: с одной стороны, многочисленные оппозиционные партии договорились между собой сплотиться вокруг Иванишвили, чтобы увеличить их политическое значение, а с другой стороны, партия Сакашвили, озабоченная потерей поддержки и некоторой критикой со стороны западного мира, готова на все, чтобы сохранить контроль в стране.
По-видимому, предстоит горячее лето для внутренней грузинской политики, причем многое зависит от официальных позиций, которые займут США и Евросоюз.