Бывший американский дипломат, научный сотрудник Американского совета по внешней политике Уэйн Мерри по поводу вероятности возобновления военных действий в Нагорном Карабахе заявил, что «в карабахском вопросе очень важен фактор рельефа. Это важно настолько, насколько Нагорный Карабах создал свою полосу обороны. Эта территория может стать ареной крупных военных действий и в случае продолжительной войны последствия могут быть катастрофическими». Корреспондент Panorama.am провел беседу с военным экспертом Грачья Петросянцем относительно значимости местности в войне, полосы обороны Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики и других вопросов.
Panorama: Какую значимость имеет в военных действиях местность, и как в этом плане вы оцените ситуацию на линии соприкосновения армяно-азербайджанских и карабахско-азербайджанских войск?
Грачья Петросянц: Любая армия имеет свою определенную тактику и стратегию, в которой местность является важнейшим фактором. То есть имеет место предварительное планирование, большое внимание при котором уделяется изучению особенностей местности. Армения и Нагорный Карабах имеют либо высокогорный, либо среднегорный холмистый рельеф.
Следовательно, воздействие этого рельефа несравнимо велико при боевых действиях. Анализируя боевые действия, которые велись в последнее время в горных местностях, а именно войны в Чечне и Афганистане, становится ясно, что в горных местностях военные, получившие профессиональную подготовку, могли при ограниченном количестве бороться с противником, стократно превосходящим его по численности. Такой же пример можно привести и в случае с Карабахской войной. Наша сегодняшняя проблема состоит в том, что имеющаяся литература и исследования почти полностью посвящены войнам в Чечне и Афганистане, и существует очень мало аналитических материалов относительно сугубо боевых действий во время карабахской войны.
- Какова в этом плане местность на линии соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана?
- Рассмотрим в качестве примера Омарский перевал, где преобладают высоты. Если мы разместим на этих высотах небольшое количество сил, то нам там линия фронта не нужна вообще. Можно разместить силы, имеющие высокую профессиональную подготовку, которые способны самостоятельно вести бой. Сформировав 10-20 таких опорных пунктов, мы можем полностью уничтожить целый корпус противника.
- Что, на ваш взгляд, имел в виду американский эксперт, отмечая, что последствия могут быть катастрофическими?
- В горной местности такая проблема существует. Любой получивший хорошую подготовку командир может организовать засаду и заманить туда врага. Мне кажется, американский эксперт имел ввиду в первую очередь тот факт, что на сегодняшний день и Армения, и Нагорно-Карабахская Республика, и Азербайджан имеют свою организованную армию, чего не было в 1991-93 годах. Если есть регулярная армия, то средства сил, участвующих в боях, будут огромными. Опасность в том, что будет использован большой человеческий потенциал, что может привести к большим потерям. За один день могут быть убиты тысячи человек, причем со стороны нападающего.
Основная проблема в том, что в горных местностях пути ограничены, и противник должен организовать нападение по долинам. В этом случае направления возможной атаки противника становятся ясны и прогнозируемы для нас, и мы можем полностью уничтожить армию противника. А катастрофическим последствием для Азербайджана может быть случай, если мы сможем вовлечь в бой все его главные силы и уничтожить их, после чего одной контратаки будет достаточно для решения большого числа проблем.