Поздравления правительств и организаций западных стран грузинскому народу со свободными и демократическими выборами на дипломатическом языке выражают чувство облегчения, что, слава Богу, смена власти прошла мирно, и еще одной войны с Россией не будет. Перевод этих поздравлений на недипломатичный язык может быть таким: Грузия «списана» как часть семьи демократических государств Запада.
«Исторический момент для развития грузинской демократии», как говорится в заявлении генерального секретаря НАТО о прошедших парламентских выборах, - это также поворот на пути Грузии к членству в этой организации. Грузия в обозримом будущем не будет ни в НАТО, ни в Европейском союзе. Поэтому «победа грузинской демократии», о которой радуется хор правительственных и неправительственных комментаторов Запада, безусловно, также победа России.
Геополитическая ориентация Грузии, отношения с Россией и даже оккупация пятой части территории государства, очевидно, не были для избирателей самыми важными вопросами на этих выборах. Одно лишь это свидетельствует о том, что у президента Михаила Саакашвили серьезные внутриполитические проблемы, и что восхваляемая сейчас грузинская демократия в его исполнении большинству граждан не кажется убедительной. Радость в столицах западных стран по поводу мирной смены власти говорит об опасениях, что Саакашвили мог попытаться удержаться у власти и недемократическими способами.
Однако результат выборов в любом случае будет означать рост влияния России. Цель присоединиться к НАТО и ЕС была главным двигателем политических, экономических и социальных реформ в Грузии. Сказанное победителями выборов дает мало оснований для оптимизма, что этот процесс может продолжиться. Это, в свою очередь, не обещает ничего хорошего прославляемой сейчас «зрелости» грузинской демократии. Тем более, потому, что политика западных стран в отношениях с Россией заключается в поиске общего языка с Владимиром Путиным и в том, чтобы уживаться с его неоимпериалистической политикой.
Победители обещают России дружбу
Такое же впечатление о двуличии, как и радость о мирном ходе состоявшихся в Грузии выборов, оставляют «позитивные» прогнозы политиков и комментаторов относительно ожидаемого улучшения отношений с Россией. Улучшение этих отношений возможно только за счет суверенитета Грузии. Российские вооруженные силы в Абхазии и Южной Осетии, а также стянутый накануне выборов к границе государства на крупнейшие в истории военные учения армейский контингент вряд ли позволяет говорить о равноправном партнерстве и взаимной выгоде.
Победитель выборов миллиардер Бидзина Иванишвили всячески старается показать, что он не «рука Кремля». Но как доказательство своей независимости он упоминает, что продал свою собственность в России. Будто бы возможно без согласия Путина продать собственность в России стоимостью в 5 миллиардов долларов российским государственным компаниям и дружественным Кремлю олигархам. Он никогда критично не высказывался о Путине, считает, что правительство Грузии «начало войну» с Россией в 2008 году, высказывался, что Россия более демократичная страна, чем Грузия. А накануне выборов потребовал у посольства США в Тбилиси, чтобы оно запретило финансируемым США организациям проводить опросы избирателей в Грузии.
Правда, после выборов Иванишвили сказал, что его цель продвижение Грузии к НАТО. Но его партнеры по коалиции без обиняков называют желание видеть Грузию в НАТО «путем к государственной измене» и проповедуют, что 20 лет «подчинения Грузии США» «разрушило и уничтожило» страну.
Иванишвили может создавать впечатление эксцентричного и политически некомпетентного человека, но нет сомнений, что намерение поменять правительство Грузии он осуществит. Кандидаты на многие вакансии есть, конечно, это члены его коалиции – пестрая компания коррумпированных функционеров советского режима и дискредитирующих националистов. Путину удастся то, что он не сумел сделать при помощи военной силы, - сменить нынешнее правительство Грузии, западная ориентация которого доводила его чуть ли не до бешенства.
Запад отступает
Грузия – не единственная страна, курс которой на Запад приостановлен и развернут назад в объятия России. Кремль восстанавливает свое влияние над Украиной и другими странами бывшей советской империи, расцветшие в которых лет десять назад «цветные революции» обнадеживающе обещали победное шествие свободы и демократии не только на Европейском континенте, но и в Средней Азии и, может быть, в самой России.
Процесс демократических перемен на постсоветском пространстве приостановился. Сейчас можно говорить не о новых достижениях демократии, а в лучшем случае о сохранении достигнутого. Россия не скрывает цели возродиться как военная сверхдержава, главный враг которой США. К сожалению, США и другие страны Запада шаг за шагом отступают перед амбициями Москвы.
Военное вторжение России в Грузию в 2008 году - первую военную агрессию в Европе против суверенного государства после Второй мировой войны – администрация президента США Барака Обамы в конечном итоге вознаградила политикой «перезагрузки», что только воодушевило режим Путина на возвращение решающего слова в «ближнем зарубежье» и реинтеграцию распавшейся империи. Ряд приближенных к Кремлю идеологов постоянно указывали на цель дестабилизировать и сменить «недружественные» по отношению к России режимы, прежде всего, в Грузии на Украине, в странах Балтии, используя для этого рычаги как экономического, так и «культурного» влияния.
Однако, наряду с этой «мягкой силой», стремительно наращивается и «жесткая» – Россия реализует масштабную программу обновления своего военного потенциала. Вице-премьер Дмитрий Рогозин на прошлой неделе «успокаивал» Запад, что пока у Москвы нет «глобальных военных экспедиционных планов», и что она может применить военную силу только вблизи своих границ.
Западные страны не демонстрируют подлинного желания сопротивляться уничтожению остатков демократии в самой России, где Путин только укрепляет свой все более авторитарный, закрытый от внешнего мира режим. Новейший пример – согласие правительства США на прошлой неделе с требованием Кремля закрыть московское бюро Международного агентства развития США USAID, которое, на взгляд Путина, стремилось повлиять на политические процессы. Сейчас резко ограничивается работа в России финансируемой США радиостанции «Свободная Европа».
Что Латвии?
На прошлой неделе министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг внес диссонанс в принятый в кругах высокопоставленных государственных деятелей дипломатично-вежливый тон, когда речь идет об отношениях Запада с путинской Россией. Находясь в Вашингтоне, Шварценберг заявил, что политика «перезагрузки» Обамы существенно не повлияла на «агрессивную автократию» режима России, и Путин возвращается если не совсем к сталинской, то к империалистической политике Николая I. «Запад проигрывает России. У нас не должно быть никаких иллюзий относительно установленного Путиным режима», - заявил Шварценберг.
Для стран Балтии такие иллюзии могут быть еще опаснее, чем для Чехии. От искушения российских неоимпериалистов вмешаться при помощи военной силы, как четыре года назад в Грузию, Латвию защищает членство в НАТО. О том, что это не только формальная, или «бумажная» безопасность, альянс напоминает и миссией по патрулированию воздушного пространства, и недавно состоявшимися двумя крупными военными учениями в Балтии и еще более крупными, которые планируются в следующем году.
Однако опыт Грузии напоминает, как важно принимать правильные решения в нужное время. Можно только гадать, пережила бы Грузия военное вторжение и нынешнее возвращение в сферу влияния России, если бы в 2006 году НАТО не воздержалось предложить ей План действия для членства в блоке. Зато даже не хочется думать, где бы сейчас была Латвия, если бы упустила свою возможность присоединиться к альянсу в 2004 году. Или – если бы решила не спешить с присоединением к Европейскому союзу. Произошедшее в Грузии показывает, насколько опасно находиться «в серой пограничной зоне» между Западом и Россией.
Сейчас снова нужно выбирать – вводить евро или все же подождать. Это, к сожалению, тоже геополитический вопрос безопасности. В то время как Запад уступает России на своей политической периферии, Латвия должна стремиться быть в «ядре» европейских государств, и общая валюта это один из основных элементов этого «ядра». Чем больше и чем теснее мы будем интегрированы в западные институты, тем больше будет наша безопасность и безопасность других стран.
Латвия - демократическое государство, но это не означает, что мы можем, не сомневаясь, прогнозировать, какой парламент и правительство выберем в ближайшем или в отдаленном будущем. Тесная интеграция в основные структуры Запада – это более надежная гарантия безопасности, чем заявления политиков или изменения статей законов.
Перевод: Лариса Дереча