NPA: Ты - один из тех российских активистов, которые выступают против уничтожения Химкинского леса. Можешь рассказать об истоках этой борьбы и недавних событиях, с которыми вам пришлось иметь дело?
Ярослав Никитенко: Химкинский лес расположен у самой Москвы. Он существует еще с XVIII века и всегда находился под защитой. Он повидал царские времена и советскую Россию, но неизвестно, сможет ли выжить при Путине. Дело в том, что с 2007 года он хочет уничтожить немалую часть леса, чтобы проложить автотрассу из Санкт-Петербурга в Москву, облегчить тем самым доступ к аэропорту и развитие торговли. Проектом занимается российское правительство в партнерстве с французской компанией Vinci. Строительные работы непосредственно осуществляют предприятия-подрядчики, которыми руководят друзья Путина. Вместе с группами активистов в Москве и других городах и даже странах мы решили оказать сопротивление и занять лес, чтобы предотвратить вырубку деревьев.
Строительные работы начались в 2011 году, а прошлым летом на наши лагеря сопротивления напали неонацисты (на одежде некоторых из этих людей были свастики), которым заплатила ответственная за вырубку деревьев компания. Несколько активистов были ранены и задержаны полицией. Сейчас работа остановлена из-за зимних холодов, но мы сохраняем бдительность и по очереди дежурим в лесу.
- В Химкинском лесу на вас напали бандиты-неонацисты. В Москве случаются такие же нападения или другие формы репрессий? И какие у вас планы на будущее?
- Во время демонстраций мы ощутили на себе полицейские репрессии. Лидера недавно созданной организации «Левый фронт» Сергея Удальцова в восьмой раз приговорили к десяти суткам тюрьмы, что привело к новым акциям протеста. Во время одной из демонстраций меня самого задержали и дали мне десять суток. Новый год я встречал в тюремной камере. Но несмотря ни на что, мы не опускаем руки. Новых манифестаций с конца прошлого года не было только потому, что мы готовим менее частые, но более массовые акции. Следующая из них состоится 4 февраля*.
- В июле прошлого года ты побывал в лагере противников проекта строительства аэропорта Нотр-Дам-де-Ландр. Почему?
- Как и в Химках, главным подрядчиком в проекте аэропорта Нотр-Дам-де-Ландр выступает компания Vinci. Мы столкнулись с одной и той же проблемой, когда международное предприятие, такое как Vinci, при поддержке политических властей, особенно таких коррумпированных, как в России, пытается уничтожить целые лесные или природные зоны. Таким образом, мы пытаемся оказать поддержку противникам аэропорта и в то же время заручиться поддержкой во Франции. Чтобы оказать сопротивление этим экономическим и политическим властям, нам всем нужно объединиться.
- После декабрьских выборов в нескольких российских городах прошли крупные манифестации. Что ты об этом думаешь?
- Парламентские выборы состоялись 4 декабря, а 4 марта пройдут выборы президента. Это движение очень удивило меня, потому что гражданское общество в России очень слабо. Население было шокировано перспективой возвращения Путина на высший государственный пост. Независимые блогеры и журналисты быстро развернули активную деятельность, создали комитеты и организации самого широкого политического спектра. Что касается защиты Химкинского леса, наше движение действительно было отодвинуто на второй план антиправительственными демонстрациями, хотя один из наших лидеров выступал на собрании. При всем этом, мне кажется, что главное сейчас - убрать Путина и контролировать власть, так как только убрав его можно спасти лес.
*На демонстрацию собралось 120 000 человек.