За последние 5 лет он приобрел доли в 25 интернет-компаниях. Сначала он появился в Восточной Европе, а затем вышел и на западные рынки. Он убежден в большом будущем социальных сетей и владеет 10% акций американского гиганта Facebook. Его цель – "построить международную компанию".
Юрий Мильнер с сомнением бросает взгляд на Post-it. В его глазах быстро зажигается интерес. В полной тишине и сосредоточенности российский инвестор и глава Digital Sky Technologies (владелец 10% акций Facebook) с внимательно изучает названия нацарапанных на клочке бумаги восьми web-сайтов. Все это потенциальные цели дипломированного физика, который за пять собрал в России и США разношерстный пакет акций в капитале различных интернет-компаний.
Загадочно улыбаясь, Юрий Мильнер признает, что уже сейчас ведет переговоры по меньшей мере с одной из этих восьми компаний. Так, может речь идет о Twitter? На слухи о готовящейся покупке этого мессенджера его холдингом бизнесмен отвечает лишь раскатом смеха. Находится ли его будущая цель в США (семь из восьми названий компаний американские: Twitter, eHarmony, Gilt, Kayak, LinkedIn, Demand Media, the Ladders) или Европе (Habbo)? Нам это неизвестно. Чтобы создать этот портфель акций, в который вложились российские (прежде всего Алишер Усманов), западные (Goldman Sachs, Tiger Global) и даже китайские (со вхождением Tencent в капитал DST) инвесторы, ему, по различным оценкам, пришлось потратить больше миллиарда долларов. В его распоряжении остается еще один миллиард, который, по всей видимости, также пойдет на расширение его империи.
Ставка на социальные сети
Тем не менее, директор холдинга DST, который он создал в 2005 году и сегодня возглавляет вместе со своим деловым партнером Григорием Фингером, не любит говорить о цифрах. И с прессой общается тоже довольно редко. "Давление мешает грамотным инвестициям", - объясняет он. Он голоден, и не скрывает этого. Корреспондента Les Echos он принимает в шикарном московском ресторане. Проглотив полдюжины булочек, он заказывает обычное для себя меню. На бизнесмене ничем особенно не примечательный синий костюм без галстука, одетый поверх футболки. Ресторан может похвастаться изысканным декором и прекрасной кухней, но здесь нет режущей глаз роскоши, которая в прошлом создала скверную репутацию "новым русским". Сам инвестор утверждает, что олигархом себя не считает. На вопрос о размере своего состояния он отвечает уклончиво. По его словам, ему достаточно "простого" Lexus и одной единственной дачи на берегах Волги. Его игрушки – это дорогие и сложные мобильные устройства, которые он достает из кожаного чехла.
Путь Юрия Мильнера начался на закате СССР и прошел через хаос первых лет либерализма: изучение физики в Академии наук; торговля компьютерами, которые он перевозил в багажнике доставшихся ему от отца легендарных "Жигулей"; продажа этих самых "Жигулей" и учеба в Уортоноской школе бизнеса в США; два года обучения менеджменту в Москве в банке Михаила Ходорковского (судьба сидящего сегодня за решеткой знаменитого олигарха его, похоже, совсем не волнует); продажа завода – отправная точка будущих финансовых прибылей; первые попытки инвестиций в интернет на вырученные от продажи акций "Газпрома" средства.
"Сегодня меня интересует только интернет! Он и раньше был очень важным сектором, но тогда в нем еще не было "социалок", говорит Юрий Мильнер. "Я хочу создать международную компанию", подчеркивает он. DST владеет акциями 25 интернет-компаний, 10 из которых являются одними из лидеров в своих областях. При этом бизнесмен не дает ни полный список этих организаций, ни точные данные по количеству акций. Чтобы получить необходимый опыт добиться доверия, сначала он сосредоточился на рынке России и Восточной Европы. Здесь его холдинг является по большей части мажоритарным собственником. Речь идет в частности о его "первенце" - портале Mail.ru, который занял одну из лидирующих позиций в рунете. Сюда также стоит добавить доли в популярнейших сайтах России (социальные сети "Вконтакте" и" Одноклассники"), Польши и балтийских стран. "Сначала я вложил средства в пять социальных сетей в России и странах Восточной Европы и лишь затем вышел на западный рынок", рассказывает он. Однако не все всегда проходит так гладко, как задумано. Мильнер приводит в пример переговоры с одной западной компанией которые лишь недавно смогли сдвинуться с мертвой точки после целого года бесплодных консультаций.
Быстро и дорого
Последним шагом DST стали объявленные в апреле планы на интернет-пейджер ICQ. В конце августа должен быть подписан соответствующий контракт на сумму 187 миллионов долларов. Таким образом, в американском портфеле Мильнера ICQ присоединится к Zynga (игры), Groupon (продажа билетов со скидками) и… Facebook. "Социальные сети перевернут наши жизни, как это в прошлом сделали электричество и атомная энергия", - утверждает он. В мае 2009 года холдинг DST приобрел 2% Facebook за 200 миллионов долларов. С тех пор его доля выросла до 10%. "Без комментариев", отвечает Юрий Мильнер. Тем не менее, его участие в капитале лидера среди социальных сетей продолжает увеличиваться. Покупка акций ведется преимущественно на вторичных рынках: у бывших или новых сотрудников, основателей и инвесторов.
Такая стратегия повсеместной скупки акций ставит в тупик немало аналитиков. "Мильнер ведет крайне агрессивную политику, быстро расширяет свой портфель и не колеблясь покупает по высоким ценам. При этом его общая стратегия выглядит туманной, так как некоторые из этих сайтов являются конкурентами. Какие-то из них переживают бум, как Facebook, тогда как другие уже наоборот перестали расти, как ICQ", - говорит Анна Лепетухина, эксперт одного из крупнейших российских инвестиционных банков "Тройка диалог".
Юрий Мильнер в свою очередь никак не реагирует на критику, и объясняет свои действия необходимостью занять территорию в этом быстро растущем секторе. "Одна из главных проблем, что ожидают нас в будущем, это переполнение информационных потоков", - говорит он, объясняя, что сегодня получает по 100-200 электронных писем в день, тогда как пять лет назад их приходило всего около 20. "Решением являются как раз таки социальные сети. Они работают как фильтры: на основании рекомендаций от ваших друзей они позволяют вам выбрать то, что вам нужно, и то, что, вам нравится". И наоборот, бизнесмен не верит в перспективы "тех, кто навязывает свой выбор", то есть печатной прессы или издателей CD. "Будущее за фрагментацией контента!"
Финансы прежде всего
Объясняя свою стратегию, Юрий Мильнер возвращается к своей любимой науке: интернет, по его словам, дробит содержимое на атомы информации. Дальше же все у него выходит как математическое уравнение. "Социальные сети являются своего рода платформой для ускорения, сравнимой с приводящими в движение ракету реактивными двигателями", - говорит он, рассказав по ходу дела о том, что родители назвали его Юрием, так как он появился на свет в год, когда Гагарин покорил космос.
Глава DST тоже стремится к звездам. И к тому, чтобы судили его по заслугам, а не основании политических предрассудков. Сам он, по его словам, не работает по указке Кремля и смеется над теориями заговора, которые сразу же появились в США с приходом россиянина в американский интернет. Ему приходится много ездить и удается поспать лишь около пяти часов в день. Этот режим приходится соблюдать и семи его "менеджерам" (часть из них – бывшие сотрудники Goldman Sachs), которые приглядывают за существующим портфелем акций и ищут новые возможности для инвестиций. Сегодня они наблюдают в общей сложности за почти полусотней компаний.
Речь идет о стратегии "зонтичного" холдинга, продолжает Анна Лепетухина. Но является ли как рентабельной? "Mail.ru приносит прибыль, но что насчет остальных?" - Задается вопросом эксперт. Юрий Мильнер отвечает, что в целом с его компанией все в порядке. В прошлом он был главой Mail.ru и по сей день помнит основополагающее правило эффективного интернет-предприятия: "Низкая начальная стоимость и быстрый органичный рост при условии хорошей бизнес-модели". Верит он и бесплатность интернета. Из 25 сайтов DST платный доступ существует лишь на одних "Одноклассниках".
Между некоторыми компаниями Мильнера налаживаются связи, однако "это не входит в его приоритеты, так его первостепенная задача – добиться максимального присутствия с тем, чтобы получить прибыль от общего роста сектора", подчеркивает один из его бывших советников. По его словам, хотя глава DST нередко выступает в защиту интернета, "он прежде всего остается финансистом, который использует открывающиеся возможности, чтобы покупать, продавать и получать прибыль. Не остановился он и во время кризиса. Сейчас он действует гораздо активнее других. Он скупает акции Facebook с прицелом на продажу в ходе будущих IPO…" Эти слова Юрий Мильнер не подтверждает, однако его загадочная улыбка говорит нам, что отрицать их тоже было бы неразумно.