Реализация страстного желания Москвы стать центром международных финансов - это было бы неплохо для страны, согласились лидеры отрасли на прошлой неделе на закрытой конференции в Лондоне.
«Мы с нетерпением ждем надлежащего времени», - заявил Дэнни Корриган, бывший директор ING Bank в Москве.
По поводу того, насколько далеко продвинулась Москва в этом направлении с тех пор как президент Дмитрий Медведев впервые предложил эту идею в 2008 году, накануне финансового кризиса, мнения разделились.
Базирующийся в Лондоне аналитический центр Z/Yen, который составляет два раза в год рейтинги глобальных финансовых центров на основе оценки их конкурентоспособности, поместил Москву на 68 место (из 75) в сентябре 2010 года. Аналогичное место Москва занимала и в предыдущем аналогичном рейтинге в марте 2010 - т.е. никакого улучшения не отмечено.
Рейтинги основываются на трех критериях: связность и коммуникабельность - насколько хорошо этот центр известен в мире; разнообразие - широта и богатство деловой среды; и специализация - глубина сфер деятельности.
Москва оказалась позади таких городов как Варшава, Милан, Стокгольм и Глазго. Санкт-Петербург же - в трех позициях позади Москвы, занимает 71 место.
Помощник директора Z/Yen Марк Йеандль (Mark Yeandle) отмечает, что ситуация на самом деле более позитивная, чем позволяют предполагать цифры. Он сказал, что в случае с Москвой «представления и ощущения не поспевают за действительностью».
Участники конференции отметили несколько последних шагов, сделанных в направлении реализации ожиданий становления города как глобального финансового центра. В прошлом году был первый зарубежный выпуск облигаций, номинированных в рублях, осуществленный Белоруссией, а на ММВБ начали торговать парой юань/рубль.
2 февраля было объявлено, что достигнуто соглашение об объединении ММВБ и биржи РТС (с доминирующими долларами) - ведущих бирж страны.
Поддержка проекта на высоком уровне остается очень сильной. Политик-ветеран Александр Волошин, бывший член «ближнего круга» президента Ельцина, а ныне председатель совета директоров горнодобывающей компании «Норильский никель», был в мае 2010 года назначен президентом Дмитрием Медведевым главой программы подготовки создания международного финансового центра.
Волошин быстро начал собирать команду экспертов для помощи в осуществлении миссии, а Медведев выпустил официальный указ в конце прошлого года, придав формальный статус консультативной группе.
Эти амбициозные планы стали центральной частью послания Медведева глобальному бизнес-сообществу на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе. «Международный финансовый центр (в Москве) должен стать не только центром российской финансовой системы, но и катализатором, ускорителем финансовых рынков на всем постсоветском пространстве», - заявил Медведев. «Этот проект - это огромный прорыв России в мировую экономику».
Назначение нового московского мэра Сергея Собянина, который имеет более прямые и теплые связи с федеральным правительством, чем его предшественник Юрий Лужков, также способствовало повышенному вниманию к проекту. Собянин громогласно его поддерживает.
Первый зампредседателя совета директоров Внешэкономбанка Николай Косов заявил в Лондоне, однако, что политической риторике должны сопутствовать конкретные шаги. «Основное - это осуществление того, о чем говорится, и реальная практика», - сказал он.
В дополнение к вопросам по поводу прогресса в отдельных аспектах программы, у некоторых наблюдателей есть поводы для более фундаментальной критики проекта в целом.
Андрей Никиченко, президент негосударственного пенсионного фонда «Стальфонд», заявил, что если Москва хочет добиться успеха в своем стремлении стать финансовым центром международного значения, она должна создать финансовую нишу, в которой она будет превосходить конкурентов. "На данный момент я не вижу правильного ответа на этот вопрос", - сказал он.
Ханс-Йорг Рудлофф, член совета директоров «Роснефти» и председатель совета директоров Barclays Capital, инвестиционно-банковского подразделения группы Barclays, заявил на прошлой неделе на конференции, что российские компании должны осуществлять листинг своих акций и торговать ими за рубли в Москве.
Инвесторы пойдут в Москву, если они захотят инвестировать в российские компании, отметил Рудлофф. «Учитывая ее амбиции, ее желание быть одной из ведущих мировых держав, Россия просто не может себе позволить полагаться на рынки-заменители», - отметил он.
Глава Citibank Russia Зденек Турек является членом комитета, основанного Кремлем в прошлом году, по вопросам преодоления административных барьеров на пути превращения Москвы в финансовый центр.
Турек заявил The Moscow Times, что тщательный пересмотр финансовой инфраструктуры страны потребуется для того, чтобы привлечь международное внимание к рублю, и к Москве. На данный момент, по его словам, «работать с инвестициями в России - занятие значительно менее эффективное, чем то же самое на любом другом рынке с установившейся биржевой инфраструктурой».
Кто-то также поднимал вопросы политической стабильности, коррупции и независимости судебной системы, называя их факторами, с которыми Москве необходимо будет справиться, иначе планы не реализуются.
Турек заявил, что, при том, что изменения в правилах предоставления виз в 2010 году внесли положительный вклад, «полная прозрачность и полное верховенство закона» являются необходимым условием для привлечения больших инвестиций.
Политическая стабильность - тоже фундаментальный фактор.
Хотя «у Москвы есть все, что нужно, чтобы стать международным финансовым центром», как сказал Рудлофф, ближайшие 12-15 месяцев станут решающими в этом вопросе.
Уже президентские выборы 2012 года, сказал он, «начинают бросать тень на инвестиционный климат».