Акции компании Yandex NV, владеющей самым популярным в России интернет-поисковиком, выросли на 40% на бирже Nasdaq после того, как в ходе первичного размещения акций компания привлекла 1,3 миллиарда долларов, продавая их по более высокой цене, чем изначально планировалось.
Акции, продающиеся под символом YNDX, выросли с 10 долларов до 35 долларов на 12 часов дня по нью-йоркскому времени. Московская компания продала 52,2 миллиона акций класса «А» - или 16,2% от общего количества акций -по 25 долларов за штуку, что превышало изначально заявленную цену в 20-22 доллара. Теперь стоимость компании оценивается в восемь миллиардов долларов, заявил «Яндекс» во вторник.
Первичное размещение акций «Яндекс», обеспечивающий 64% всего поискового трафика в стране, является самым крупным всемирным технологическим IPO в 2011 году. За последние семь лет наблюдается всплеск желания компаний разместить IPO в США, а спрос на интернет-компании заметно вырос.
На прошлой неделе первичное размещение калифорнийской компании LinkedIn Corp позволило ей выручить 405,7 миллионов долларов.
«Яндекс» выбрал великолепное время для проведения IPO технологической компании», - считает Энтони Моро (Anthony Moro), глава департамента развивающихся рынков Bank of New York Mellon Corp, которая имеет активов на более 1,1 триллиона долларов. «В долгосрочной перспективе они находятся в правильном месте. Они являются аналогом Google в России».
Компания продала 15,4 миллиона акций, а некоторые инвесторы предлагали 36,8 миллионов акций на IPO. «Яндекс» также предоставил возможность андеррайтерам выкупить дополнительные 5,2 миллиона акций.
Взяв за основу цену в 21 долларов за акцию, «Яндекс» рассчитывали получить доход, в 23 раза превышающий прошлогодний доход, заявили представители компании до официального объявления цены. Google выручит доход примерно в 13 раз больше суммы доходов на 2012 год.
Доход от рекламы
Доход от интернет-рекламы вырос на 51% с 2008 года по 2010 год, достигнув 940 миллионов долларов, согласно данным московской ассоциации коммуникационных агентств. Расходы на бумажную рекламу за аналогичный период упали на 41%, в то время как реклама на радио упала на 21%, а на телевидение на 6%.
Компания «Яндекс», принадлежащая Аркадию Воложу и зарегистрированная в Гааге, получает большую часть своих доходов от рекламы.
«Нам есть куда расти», - заявил Волож в интервью Bloomberg. «Предполагается, что российский рекламный рынок увеличится в три раза в ближайшие семь лет, также стоит рассматривать рынки наших соседей».
Российская интернет-индустрия, крупнейшая в Европе после Германии, стремительно развивается и может достигнуть 3,7% ВВП к 2015 году, что почти в два раза увеличит долю по сравнению с 2009 годом, сообщается в докладе Boston Consulting Group от 18 мая.
Использование доходов
Президент Дмитрий Медведев, активно ведущий свой блог и посетивший офисы компании Twitter в Сан-Франциско во время своего визита в Калифорнию в прошлом июне, сделал модернизацию России главной целью своей администрации.
Почти 70% акций первичного размещения «Яндекс» происходили от существующих инвесторов, включая Baring Vostok Capital Partners и Tiger Global Management LLC, согласно данным компании. Доходы от размещения будут направлена на развитие технологий, инфраструктуры и возможное приобретение активов, согласно заявлениям компании.
Morgan Stanley, Deutsche Bank AG и Goldman Sachs Group Inc стали организаторами первичного размещения акций «Яндекс».
По крайней мере 230 компаний объявили о своих планах провести IPO в США в этом году, что превышает любые показатели с 2004 года, когда были зарегистрированы 232 компании.