Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Телекоммуникационный урок из России

Коммунистическая мантра: «Ты был в России? Нет? Ну, тогда молчи!», возможно, снова обретет смысл, для мобильных операторов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Особенно интересным был разговор о том, как в России работают услуги мобильных операторов, а также стоимость этих услуг. Если сравнивать рассказы Чупы о российском рынке и нашу действительность, станет очевидно, что ряд клиентов в России платит примерно третью часть цен, которые чехам диктует наша мобильная олигополия трех операторов.

Общение с чешскими менеджерами, добившимися успеха за границей, всегда вдохновляет. Как, например, пятничный разговор с Михалем Чупой (Michal Čupа), экс-руководителем чешского Microsoft, который для гиганта программного обеспечения поехал в Россию делать онлайн-службы Windows Live. В итоге несколько месяце назад Чупа перешел в компанию Nokia Siemens Networks, которая является одним из крупнейших поставщиков телекоммуникационной инфраструктуры в мире (вместе с Ericsson и Huawei), в качестве регионального директора по России.

Особенно интересным был разговор о том, как в России работают услуги мобильных операторов, а также стоимость этих услуг. Если сравнивать рассказы Чупы о российском рынке и нашу действительность, станет очевидно, что ряд клиентов в России платит примерно третью часть цен, которые чехам диктует наша мобильная олигополия трех операторов.

«В России операторы принимают прагматичные решения. Например, они очень активно используют так называемые managed services, то есть аутсорсинг всей сети, ее функционирования и содержания, у поставщика технологии. Это в России очень популярно, гораздо популярнее, чем в Западной Европе», - говорит Чупа. Это сильно снижает расходы российских операторов. И хотя у них также высокие затраты на эксплуатацию, на которые жалуются и в Чехии, но средний месячный доход на клиента (ARPU) составляет 7–9 долларов. Средняя цена широкополосного присоединения – 13 долларов, добавляет Чупа. Это примерно половина стоимости в Чехии, или, возможно, меньше. «И хотя Россия все еще отстает от нас, она нас догоняет очень впечатляющими темпами. Интересен их подход к сетям четвертого поколения», - продолжает глава российского NSN.

У русских другой подход, не как в Чехии, к распределению диапазонов для сетей, предназначенный для высокоскоростного мобильного интернета. Частот там недостаточно, потому что часть из них используют военные. В итоге получаются интересные договоры.

«Компания Yota, ранее оператор сети WiMax, договорилась с тремя основными мобильными операторами и «Ростелекомом», крупнейшим оператором стационарной телефонной связи, о совместном использовании сети. Таким образом, решается проблема недостатка частот и лишних расходов на строительство новых сетей. Операторы потом друг от друга будут отличаться за счет маркетинга», - говорит Чупа.

Так, Yota до 2014 года покроет сигналом высокоскоростного мобильного интернета LTE 180 городов и 70 миллионов человек (то есть примерно половину населения России). На подписании договора присутствовал и российский премьер Владимир Путин - быстрый интернет в России, очевидно, интересует и Кремль, и самые высокие места. Чешскому «Кремлю» LTE, быстрый мобильный интернет и состояние телекоммуникаций в Чехии, наоборот, практически безразличны. Да, эти вещи не так подходят для фотографий, как например запуск нового огромного экскаватора KK 1300, где присутствовал Клаус.

Русским в распространении мобильного интернета помогает довольно отчаянная ситуация со стационарными подключениями к сети в домах. Но если дальше все пойдет по-чешски нормально и постепенно, через два-три года у русских сеть и связанные с ней услуги будут в значительно лучшем состоянии, чем в Чехии. К Yota к тому же присоединяется оператор «Основа» (он частично принадлежит Министерству обороны) с сетью, которая будет использоваться отчасти для коммерческих целей, отчасти для нужд армии.

Российские операторы также очень много инвестируют в сеть, что, понятно, радует поставщиков инфраструктуры. Обычно доля затрат капитала составляет 20% выручки (у нас, например, в случае Telefónik – это неполные 9%). «В прошлом году рынок вырос несущественно, но в этом году он должен вырасти на 10%. Но здесь все еще играет роль элемент строительства новых станций, чего в Чехии нет», - говорит Чупа.

Да, может быть, мы снова будем ездить в Россию учиться и перенимать опыт.