САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Российские интернет-компании привлекают капиталы иностранных инвесторов своей способностью обходить специфические риски страны при привлечении пользователей и доходов от рекламы.
Два наиболее успешных российских эмитента ценных бумаг на фондовом рынке за последние двенадцать месяцев — это интернет-компании, их история контрастирует с кластером частных эмитентов, которые пытались выйти на рынки капитала и провалились.
Российская поисковая система Яндекс в мае продала акций на 1,4 миллиарда долларов на бирже Nasdaq в Нью-Йорке, шестью месяцами раньше интернет-холдинг Mail.ru продал акций примерно на миллиард долларов в Лондоне.
Акции обеих компаний взлетели на старте, так как инвесторы проигнорировали старые российские проблемы, такие как коррупция и плохое обращение с миноритарными акционерами, ради присутствия в ранее неопробованном секторе.
«Если вы продаете правительству или другой компании (в России), вам, возможно, придется платить взятку. Продажа непосредственно через интернет означает, что нет привратника. Это является ключевым фактором для инвесторов», — говорит Эстер Дайсон (Esther Dyson), американский инвестор развивающихся рынков, которая был одной из первых, кто поддержал Яндекс.
Генеральный директор Яндекса Аркадий Волож сказал, что энтузиазм инвестора можно также внести в список новых ценностей истории успеха российского интернета после десятилетия спокойного развития.
«Россия только появляется на радаре. Когда люди встречают нас на международных конференциях, они относятся к нам как к новичкам, но мы зрелая компания», — сказал он агентству Reuters в кулуарах Петербургского международного экономического форума, ставшего российским ответом Давосу.
«В последнее десятилетие мы (Россия) создали индустрию программного обеспечения и новый внутренний рынок интернета, достаточно большой для поддержки местного бизнеса», — добавил он.
НОВАЯ ЭКОНОМИКА
Любитель гаджетов, российский президент Дмитрий Медведев поставил технологический сектор в основу своих планов по модернизации экономики и сокращению ее зависимости от нефти и газа, этим проектом он также надеется убедить ведущих российских ученых и предпринимателей остаться в стране.
Он рассказал на сессии в пятницу, что он поддержал отрасль, несмотря на озабоченность по поводу кибербезопасности, имея ввиду хакерские атаки, которые временно остановили самый популярный российский сайт блогов в начале этого года.
Генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин сказал, что бизнес-модель российской компании социальной сети похожа на аналоги в развитых экономиках, где рекламодатели тратят все больше капитала онлайн, чтобы использовать возможности удовлетворения индивидуальных предпочтений, которые предоставляют сайты социальных сетей.
Но, добавил он, относительно низкий уровень проникновения интернета в России свидетельствует о высоком потенциале роста.
«У нас примерно 50-60 миллионов пользователей, но есть большая возможность удвоить их число в ближайшие несколько лет. Русскоговорящая аудитория составляет около 300 миллионов человек», — сказал он.
«Мы работаем в чистой, новой экономике... Это бизнес, который построен не на нефти, газе и природных ресурсах. Единственные ключевые активы для нас — это умные молодые люди, которые являются нашими сотрудниками», — добавил он.