За неделю после того, как бывший министр финансов и вице-премьер России Алексей Кудрин ушел в отставку после широко освещавшейся перебранки с президентом Дмитрием Медведевым, российская экономика не рухнула.
На самом деле, рынки в России по большей части не обратили внимания на это событие, как и на гораздо более знаменательное объявление о том, что Владимир Путин вновь будет выдвигаться в президенты в будущем году, и вероятно назначит Медведева премьер-министром.
Но Кудрин - который стал министром финансов в марте 2000 года и который обладает репутацией одного из самых близких доверенных лиц Путина - заработал также себе репутацию одного из самых компетентных и профессиональных министров российского правительства.
В условиях, когда Кудрин очевидно будет отставлен в сторону, потеряет ли российское правительство свой твердый курс в отношении государственных расходов?
Кудрину доверяли осуществление российской финансовой политики в лучшие году путинского президентства. Он сдержал инфляцию, используя доходы от растущих мировых цен на энергоносители для выплаты российского государственного долга и создания финансовой «подушки», которая сослужила хорошую службу стране во время глобального финансового кризиса.
Он также рационализировал российскую налоговую системы, введя единую ставку подоходного налога, сократив налог на добавленную стоимость (НДС) и убрав налог с продаж.
Вызывающая разногласия фигура
«Я думаю, что больше половины успеха, который у нас был в последние десять лет - это заслуга Кудрина», - говорит экономист Евгений Ясин. «Его неуступчивость, несклонность вставать в позу или рисоваться из желания добиться популярности, его способность принимать ответственные финансовые решения всегда вызывали мое уважение».
Другие однако же не столь щедры на похвалы. Депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева, ведущий член партии «Справедливая Россия», которая входит в состав комитет по бюджету и налогам, заявила информационному агентству «РИА-Новости», что Кудрина часто хвалят за границей, потому что он инвестировал российские прибыли от экспорта энергоносителей в западные ценные бумаги, а не в отечественную инфраструктуру.
Бывший председатель российского Центробанка Виктор Геращенко также принадлежит к числу кудринских недоброжелателей. Он согласен с тем, что Запад был доволен, что у нас был «такой слабый министр», и критично высказывается о политике Кудрина, заключавшейся в накоплении энергетических доходов.
«То, что произошло с профицитом бюджета в начале 2004 года, было просто глупостью», - говорит он. «Мы не Норвегия, которая может позволить себе создавать фонд будущих поколений. Наша внутренняя экономика, наша инфраструктура полны дыр».
«Какой смысл держать фонды в облигациях американского казначейства, и зарабатывать жалкие проценты, вместо того чтобы использовать их для латания отечественных дыр? Это означает, что ты не смыслишь ничего в экономике».
Бывший заместитель министра труда Павел Кудыкин хвалит Кудрина за его профессионализм, но считает, что правительство зашло слишком далеко в своем ограничении бюджетных расходов.
«Мы явно пренебрегли структурными вопросами ради необходимой и важной задачи финансовой стабилизации, и мы явно перестарались», - говорит он.
«Это было особенно ясно в социальной сфере, где жизненно важные министерства прекратили отстаивать интересы своих сфер деятельности и послушно выполняли политику, подготовленную Министерством финансов для оптимизации бюджетных расходов».
Уход может сыграть конструктивную роль
Кудыкин добавляет, что проблема стала еще более кардинальной после ухода не менее влиятельного и уважаемого Германа Грефа с поста министра экономического развития в сентябре 2007 года.
«Он был фигурой одного политического веса и тем самым образовывал определенного рода противовес Кудрину, а в определении политики он принимал во внимание не только чисто финансовые вопросы, но и определенные долгосрочные вещи, интересы экономического развития», - говорит Кудыкин.
«Когда Греф ушел из правительства, противовес исчез. И эта политика, по моему мнению, стала сильнее. Поэтому сейчас, я думаю, вполне возможно, что уход Кудрина может частично сыграть конструктивную роль с той точки зрения, что чрезвычайное влияние Министерства финансов уйдет в прошлое».
В дни и недели до своего ухода Кудрин критиковал правительство за принятие решений о новых расходах, включая расходы на пенсии, выплату зарплат государственным служащим, и план увеличения оборонных расходов на 65 миллиардов долларов в ближайшие три года.
Даже при том, что Путин готовился разрекламировать все эти инициативы на съезде партии «Единая Россия» в прошлом месяце, чтобы дать старт нынешнему предвыборному сезону, Кудрин открыто предупреждал, что правительству придется поднять налоги и сократить расходы в будущем году.
Коррупционные опасения
Планируемое увеличение расходов на оборону - в особенности спорный вопрос из-за потенциально фатального сочетания секретности и коррупции. Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона» (National Defense), опасается, что бОльшая часть государственных расходов в этом секторе будет растрачена впустую.
«Чрезмерная секретность, которая является наследием советских времен, создает хорошие условия для злоупотреблений и коррупции», - говорит он, указывая на то, что даже по официальным данным каждый пятый рубль в системе государственных оборонных заказов и закупок оказывается украден, что означает, что «реальная цифра должна быть выше как минимум вдвое».
«Если мы не привнесем какого-то порядка в элементарное расходование средств на закупку нового вооружения, то довольно большая часть из 20 триллионов рублей, обещанных на перевооружение в ближайшие десять лет, будет просто украдена», - добавляет он.
На настоящий момент ненефтяной дефицит (цифра, которая исключает нефтяные доходы) бюджета в России составляет около 6% ВВП.
Без жесткой дисциплины в расходовании средств, который привносил Кудрин в Министерство финансов, эта цифра, судя по всему, будет расти.
Само по себе это не обязательно должно стать проблемой. Но сохраняется полная неопределенность и неуверенность относительно того, сможет ли российское правительство - с его недостаточной подотчетностью и надзором, и переплетением политической и экономической власти - тратить свои ресурсы эффективно.
Собственное неопределенное будущее Кудрина
Также неясным остается собственное будущее Кудрина. Несмотря на его весьма заметный уход из состава кабинета, он продолжает работать в Национальном банковском совете и остается президентом Совета по финансовым рынкам.
Принимая во внимание его тесные отношения с Путиным, имя Кудрина продолжает фигурировать в качестве возможного кандидата на пост председателя Центробанка или даже потенциального премьер-министра.
Однако, эту возможность совершенно исключил бывший президентский советник по экономическим вопросам Андрей Илларионов.
«Владимир Путин никогда не назначит премьер-министром сильную личность, более или менее независимого человека, или того, кто потенциально может дорасти до позиции кандидата на высший государственный пост в России», - говорит он. «Вот почему Владимир Путин предлагает на пост премьера только тех людей, которые, во-первых, неизвестны, а во-вторых, лично не обладают способностями роста до уровня политического лидера».
Бывший замминистра экономики Иван Стариков откровенно не согласен.
«Я убежден, что Алексей Кудрин не уйдет из политики», - говорит он. «Я думаю, что в ближайшие шесть месяцев он вернется на один из высших правительственных постов. Я думаю, весьма вероятно и то, что он - будущий премьер-министр».