Премьер-министр России Владимир Путин в прямом эфире наблюдал за тем, как рабочие заканчивают последние спайки на вантовом мосту длинной в 1872 метра, который отныне соединяет Владивосток и остров Русский. Завершение проекта вызвало вздох облегчения у российского правительства, которое в сентябре этого года намеревается провести на острове саммит государств-членов организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Кроме того, это предмет немалой гордости французской компании Freyssinet, которая протянула тросы между пилонами на расстояние 1104 метра, поставив тем самым новый мировой рекорд. Сумма контракта составила 34 миллиона евро.
Открытие моста запланировано на будущее лето, и до этого момента на остров можно попасть только на пароме. Всего год назад Русский был практически необитаем и служил российскому государству лишь в качестве военной базы. Дорог там попросту не было. Сейчас там все обустроено для встречи делегатов АТЭС, тогда как в дальнейшем он превратится в гигантский университетский кампус, где, начиная со следующего учебного года, соберутся почти 40 000 студентов и преподавателей из различных вузов на материке. Эти расходы на «престиж» вызывают недовольство части жителей Владивостока.
«В течение всего периода строительства разговоры в городе шли только о мосте. Ходило множество слухов, что вся конструкция скоро развалится», - вспоминает руководитель проекта Паскаль Мартен-Даге (Pascal Martin-Daguet).
Сложный и непрозрачный проект
Как бы то ни было, у компании Freyssinet есть большой опыт работы в этой области. В 1995 году французское предприятие закончило мост в Нормандии (максимальная длинна пролета 856 метров), поставив тем самым свой первый рекорд протяженности тросов, однако недавно уступило этот почетный статус китайскому мосту Сутун через реку Янцзы (1088 метров). Достигнутое на мосту между Владивостоком и Русским в свою очередь стало возможным благодаря применению «компактных» вантов, которые позволяют использовать 86 стальных проволок при увеличении общего диаметра троса всего на 22 сантиметра. Все это дает возможность на «25-30%» повысить устойчивость покрытия, что очень важно в этой неспокойной области Японского моря. Опоры моста, которые поддерживают самые прочные ванты, обладают меньшей массой, что позволяет снизить затраты на цемент при строительстве.
«Кроме того, нам удалось поставить рекорд скорости», - улыбается директор по азиатским проектам Freyssinet Жан-Даниэль Лебон (Jean-Daniel Lebon). Работа началась всего девять месяцев назад под мощным давлением российского правительства, которое вынудило Freyssinet отправить на объект по меньшей мере 70 человек, в том числе 42 инженера.
Официально реализацией этого сложного и непрозрачного проекта руководили два российских предприятия, «Московит» и «СК Мост», владельцы которых нам неизвестны: подобная модель управление прекрасно соответствует российским традициям… На одну только доставку вантов на грузовых судах ушло целых два месяца. Несмотря на эти трудности, Freyssinet возлагает надежды на коммерческие результаты строительства моста на остров Русский, который уже посетили потенциальные клиенты из Китая и Кореи. Как отмечают во французской компании, технология компактных вантов получит широкое распространение, что даст Freyssinet преимущество на мировом рынке, где, несмотря на ее нынешнее превосходство, ей составляет серьезную конкуренцию японская Nippon Steel.