Россия распахивает врата в Арктику. По указанию Владимира Путина Роснефть подписала в среду соглашение о стратегическом партнерстве с ENI для разведки месторождений в Баренцевом и Черном море. Обе компании намереваются вложить в проект до 125 миллиардов долларов.
Этот договор напоминает подписанное на прошлой неделе соглашение с ExxonMobil и предусматривает создание совместного предприятия, в котором доля ENI составит 33%. В ответ Роснефть сможет принять участие в проектах итальянской компании в США, Магрибе и Северной Европе.
Читайте также: Танцы с (белыми) медведями - компании лихорадочно торопятся взяться за руки с Роснефтью
Для ENI формирование такого партнерства - огромная удача. Дело в том, что по данным обеих компаний, в Баренцевом и Черном море может находиться до 36 миллиардов баррелей нефти. Такое соглашение, по сути, стало для Роснефти неизбежным решением.
Вмешательство Путина стало решающим
Две трети ресурсов российской нефтяной компании залегают в море на арктических широтах. Таким образом, ей необходимо найти партнеров для разработки этих месторождений. Чрезвычайно суровые условия добычи и отсутствие инфраструктуры требуют инвестиции в десятки миллиардов долларов и высокий технологический уровень. Кроме того, в решении Роснефти нет ничего удивительного, так как ENI является одним из ее исторических партнеров еще с 1950-х годов.
Также по теме: Силовые игры с газом и деньгами
К тому же, подписание соглашения во многом связано с вмешательством Владимира Путина и его решением предоставить налоговые льготы арктическим нефтедобывающим проектам.
Крупные иностранные компании зачастую отказываются вкладывать деньги в Россию из-за величины экспортных пошлин на нефть. «Ничто из этого не было бы возможным, если бы вы не изменили налоговый режим в России», - сказал вчера глава ENI Паоло Скарони (Paolo Scaroni) будущему президенту страны.
Кроме того, новый налоговый режим должен ускорить реализацию проекта на Штокмановском месторождении в Баренцевом море, которым занимаются Газпром, Statoil и Total. Решение об инвестициях неоднократно откладывалось в ожидании снижения налоговых пошлин. Чтобы гарантировать рентабельность проекта, его могут переориентировать в сторону производства сжиженного природного газа вместо традиционной транспортировки в Европу по трубопроводам.