Что если страна, где еще недавно свирепствовала инфляция, успешно победит ее, низведя до уровня, который соответствует инфляции на развитых рынках Запада? Что, если произойдет это без особых фанфар, под широкий коллективный зевок экономистов-аналитиков и журналистов деловых газет? Если, попросту говоря, страна переборет инфляцию, а этого никто не заметит?
Не нужно обладать слишком активным или бредовым воображением, чтобы понять: все вышеуказанное относится к России. Сразу после «шоковой терапии» эта страна столкнулась с такой разрушительной инфляцией, что она по сути дела уничтожила денежные сбережения подавляющего большинства населения (по данным Росстата, в 1992 году инфляция превысила 2000%, а в 1993-м составила почти 1000%). И хотя в середине 1990-х темпы инфляции немного замедлились на несколько лет, после хаотичного дефолта 1998 года, когда произошла крупная девальвация рубля, они снова резко подскочили.* Монетарная политика в эти годы была крайне неэффективной, плохо продуманной, и что хуже всего, бессистемной. В ней были частые зигзаги и метания из стороны в сторону, и никто не знал, что будет делать Центробанк, а чего он делать не будет. Вызвано это было в основном не личной некомпетентностью руководства Центробанка, хотя и это могло сыграть свою роль; главная причина заключалась в невероятно серьезных экономических недостатках, унаследованных Россией от Советского Союза.
С того времени, когда даже во внутренних экономических операциях стороны старались избегать рубля, отдавая предпочтение доллару, многое изменилось в лучшую сторону. В настоящее время российская инфляция ниже, чем инфляция в Италии, и лишь чуть-чуть выше инфляции в Британии. Эту весьма удивительную информацию я почерпнул в недавней статье агентства Bloomberg:
В марте Россия впервые сократила свою инфляцию ниже итальянских темпов, а в следующие месяцы, когда снизились цены на некоторые продукты питания, уменьшила ее еще больше. В апреле темпы роста потребительских цен уменьшились до 3,6 процента с показателя двух предыдущих месяцев в 3,7 процента. Для сравнения: в Италии темпы роста инфляции составили в марте 3,8 процента, а в Британии 3,5 процента. Банк России сегодня заявил, что надеется достичь в этом году целевого показателя по росту цен в 5-6 процентов.
Если посмотреть на цифры российской инфляции за десяток с небольшим лет, то мы получим определенное представление о масштабах улучшения ситуации.
Безусловно, здесь не все безоговорочно. Инфляция в России сегодня находится на таком низком уровне не только благодаря эффективной деятельности Центробанка и осмотрительному управлению учетными ставками. Здесь свою роль играет и грубый административный контроль цен. Например, в январе обычно происходит скачок цен на услуги ЖКХ, но в этом году повышение цен отложили до апреля, чтобы Путин мог вести свою президентскую кампанию при минимальных темпах инфляции. Возможно также, что инфляция резко увеличится, если правительство выполнит популистские предвыборные обещания Путина, среди которых значительные увеличения зарплат для самых разных категорий работников, включая учителей и медиков.
Тем не менее, если посмотреть на общую картину и на общие тенденции за последние двенадцать лет, то расчётливость российского Центробанка и его возросшая компетентность производит большое впечатление. Еще совсем недавно инфляция в России была совершенно неуправляемой, а российская денежная политика крайне неэффективной. Она больше смахивала на ситуацию в какой-нибудь совершенно безнадежной стране третьего мира, чем в развитой экономической державе Запада. Тот факт, что при Путине в России серьезно уменьшилась инфляция, никоим образом не искупает грехи его власти и те методы, которые он использует для ее сохранения. Но следует помнить о том, что в вопросах, которые имеют первостепенное значение для повседневной жизни среднестатистического гражданина, наблюдается впечатляющий и устойчивый прогресс.
* Менее чем за две недели в конце лета 1998 года обменный курс рубль-доллар вырос с 6,29 до 21 рубля с лишним.