Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия дискриминирует иностранных изобретателей

Яна Топола в восточной империи обворовали партнеры и чиновники, но одну победу он в итоге все равно празднует – победу над Россией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После банкротства два бывших партнера Топола стали производить домашние очистные сооружения под другим названием. И поскольку они не хотели платить за лицензию, они обратились к Роспатенту, заявив что патент на систему «Топас» чиновники выдали необоснованно. Якобы технологическое решение не было новым. И люди из Роспатента приняли эту версию.

Ян Топол (Jan Topol), изобретатель из Часлава, победил Россию. Московский суд признал, что российское патентное ведомство не имеет права требовать от иностранца плату, в семь раз превышающую тарифы для россиян. Цены должны снизиться и для сотен других европейских изобретателей. На решение суда по делу Топола могут ссылаться все граждане Европейского Союза, у которых во время посещения России сложится впечатление, что их как иностранцев дискриминируют более высокими ценами, например при посещении музеев.

Успешный изобретатель


Шестидесятилетний Ян Топол начал собственное дело в России на переломе тысячелетий. Со своими системами биологической очистки сточных вод Топол из России пробился на мировой рынок. «Если в России говорят: «У тебя есть «Топас?», это означает: «У тебя в доме есть канализация?», - Ян Топол объясняет, насколько к его продукции привыкли на Востоке.

Очисткой сточных вод инженер Топол занимается более 20 лет. Когда он познакомился с этой областью, ему в голову стали приходить разные идеи по усовершенствованию существовавших тогда систем. В 1995 году признанная международная организация в Швейцарии зарегистрировала его первый патент: простым специально присоединенным поплавком Топол в очистной системе заменил электронную систему, которая в то время была дорогой.

Системы биологической очистки воды известны уже более ста лет. Первое изобретение, в котором благодаря бактериям фекалии из сточных вод оседали на дне и дальше текла более чистая вода, было запатентовано в Англии в 1908 году. С тех пор эту систему улучшают, регистрируя новые патенты. Изобретение Топола можно использовать как в коттедже на одну семью, так и в панельном доме, где живет до 200 человек.

Успех у международного объединения специалистов по патентам в Швейцарии изобретателю помимо престижа приносит еще и экономическую выгоду. И хотя патент необходимо регистрировать в каждой стране, где изобретение будут производить или продавать, не надо каждый раз платить за исследование новизны изобретения (стоимость такого исследования достигает сотен тысяч крон). Патентные бюро обычно принимают к сведению мнение признанных специалистов, а они в отношении системы «Топас» Топола приняли решение, что новым является как способ очистки, так и сама конструкция.

Символическая победа


Патент на автономную домашнюю канализацию в стране регистрации дает Тополю право 20 лет производить, продавать и ремонтировать свой продукт. Если он предоставляет лицензию другой фирме, она платит ему процент с каждой произведенной системы. Так же возможен договор о едином платеже за год. Системы очистки Топола сегодня продаются в десяти странах, но наибольшим спросом они пользуются в России. Изобретатель заключил лицензионный договор с тремя производителями, в одной из этих фирм он выступил как партнер и дал компании свое имя - TopolEko.

Дикие российские нравы впечатлили Тополя. Два партнера объединились против Топола и четвертого соучредителя фирмы. Последнего охрана однажды даже не пустила в офис. Два вышеупомянутых партнера потом в суде представили поддельную запись с заседания, где якобы был подписан невероятный договор. И хотя каждому учредителю принадлежала четверть компании, согласно этой записи, учредители приняли решение, что на голосовании у двоих из них, представивших эту запись в суде, будет три голоса, а у Топола и верного ему партнера – только два голоса. Топол в суде утверждал, что не подписывал такого договора, потому что в это время он сидел в самолете, улетающем из Москвы (он в качестве доказательства представил авиабилет и печать в паспорте). Топол выиграл только после нескольких апелляций. Компания TopolEko за упущенную прибыль должна заплатить ему 25 миллионов крон, в том числе и за то, что она перестала ему платить за лицензию. Но денег Топол не получил – фирма избежала выплат через банкротство.

После банкротства два бывших партнера Топола стали производить домашние очистные сооружения под другим названием. И поскольку они не хотели платить за лицензию, они обратились к российскому патентному ведомству с предложением, что патент на систему «Топас» чиновники выдали необоснованно. Якобы технологическое решение в системе «Топас» было не новым. И люди из Роспатента приняли эту версию, несмотря на точку зрения известной швейцарской организации.

Адвокат Топола Александр Осокин пытался добиться изменения решения. При этой (скажем сразу – безрезультатной) попытке юрист обратил внимание на то, что Топол как иностранец должен платить Роспатенту в семь раз больше, чем россияне. Был подан иск к государству о дискриминации иностранных граждан и нарушении Договора о сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией от 1994 года. Адвокат сам был удивлен, что выиграл этот спор.

Для Яна Топола это скорее символическая победа, чем настоящая сатисфакция. На плате за лицензию он теряет 200 тысяч долларов в год, а платежи, которые ему должен вернуть Роспатент, составляют какие-то 30 тысяч крон. Но решение суда - это прецедент: иностранные граждане в России платят больше россиян еще и в судах, галереях, музеях. Суд постановил однозначно: своим неодинаковым подходом к своим гражданам и иностранцам Россия нарушает международное соглашение.