Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия — Украина: экономическая война, или Спасите ОАО SELMI

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПроизводство томографов на заводе Научно-исследовательской производственной компании "Электрон" в Санкт-Петербурге
Производство томографов на заводе Научно-исследовательской производственной компании Электрон в Санкт-Петербурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россияне системно осуществляли против нас экономические диверсии еще задолго до начала военной интервенции. Один из таких примеров, с моей точки зрения, хорошо иллюстрирует нашу хроническую близорукость и неспособность формировать собственную стратегию развития. Все началось не вчера, а в далекие 90-е, когда было приватизировано стратегическое наукоемкое предприятие ОАО SELMI в городе Сумы.

Россияне системно осуществляли против нас экономические диверсии еще задолго до начала военной интервенции. Один из таких примеров, с моей точки зрения, хорошо иллюстрирует нашу хроническую близорукость и неспособность формировать собственную стратегию развития. Собственно, все это началось не вчера, а в далеких 90-х, когда было приватизировано стратегическое наукоемкое предприятие ОАО SELMI в городе Сумы.

Открытое акционерное общество SELMI — это наследник известного в советские времена производственного объединения «Электрон». Предприятие специализируется на изготовлении высокотехнологичной аппаратуры, производит масс-спектрометры, растровые электронные микроскопы, электронно-лучевую сварочную аппаратуру, вакуумную технику. ОАО SELMI является довольно уникальным. Таких в мире единицы. Оно обладает полным технологическим циклом для серийного производства научных приборов высшей категории сложности.

Процесс приватизации предприятия продолжался с 1994 по 2001 год. За это время около 48% его акций было продано разным лицам, преимущественно работникам завода. Контрольный пакет акций (51,96%) приобрело Производственное объединение «Электрохимический завод», входящее в российскую государственную монопольную компанию Росатом. В течение длительного времени деятельность российских акционеров вела к постепенному ухудшению финансово-хозяйственного состояния ОАО SELMI. Российский владелец не только не способствовал развитию украинского предприятия, а почти сразу же занялся импортозамещением и разработкой собственных технологий, мягко говоря, заимствуя их у SELMI. Ценное оборудование с завода вывозилось в Россию. Интеллектуальная собственность сотрудников SELMI была оценена в символическую сумму, которую никто не собирался возмещать.

Уже с 2002 года предприятие было признано убыточным, а с сентября 2009 года вообще прекратило работу. В 2010 году относительно SELMI было возбуждено дело о банкротстве. По ходатайству кредиторов было введена процедура санации, которая формально завершилась в сентябре 2015 года. Санация предусматривала привлечение инвестиций для того, чтобы предприятие могло возобновить производство, но инвестор так и не был найден.

Кредиторские требования достигают суммы 70 млн грн., Из которых хозяйственный суд Сумской области официально признал 43,87 млн. Обращает на себя внимание состав комитета кредиторов: Отделение Проминвестбанка в г. Сумы (кредиторское требование 8,46 млн грн), ОАО Производственное объединение «Электрохимический завод» (кредиторское требование 8,86 млн грн), Сумской государственный университет (1,14 млн грн) и физическое лицо (69 тыс. грн). Поскольку в комитете кредиторов интересы россиян преобладают, неудивительно, что экономическая мотивация сохранения SELMI на сегодня полностью нивелирована в связи с вполне понятными политическими мотивами. Иными словами, российские кредиторы могли бы сохранить предприятие, скажем, продав его украинской стороне, но с началом российской интервенции это выглядит нереально. Среди кредиторов доминирует четкая установка ликвидировать предприятие после окончания продленного срока санации, то есть 27 января 2016 года.

Впрочем, надо понимать, что проблема возникла раньше, и положительное решение могло бы найтись, если бы не ряд разных обстоятельств, которые свидетельствуют то ли о несостоятельности, то ли о каком-то глухом нежелании украинского государства сохранить это предприятие. Руководство завода уже несколько лет обивает пороги разных наших министерств и ведомств, но ни одно из них пока не проявило достаточно политической воли, чтобы проблема SELMI была решена.

Стоит прояснить позиции тех сторон, которые могли бы, наверное, считаться заинтересованными, если бы они эту заинтересованность проявили. Поскольку ОАО SELMI занимается разработкой и производством сложной наукоемкой аппаратуры, оно является прежде всего научным. На Парламентских слушаниях «О состоянии и законодательном обеспечении развития науки и научно-технической сферы государства» 2 июля 2014 года было рекомендовано вернуть это предприятие в государственную собственность как стратегически важное для украинской науки. Отдельным пунктом 4.4.7. это было закреплено в тексте Рекомендаций Слушаний. Тем не менее через год оказалось, что ни одно из государственных министерств или ведомств не смогло принять хотя бы какие-то меры для выполнения этого пункта.

Наибольшую заинтересованность проявляет Министерство образования и науки, но возможности его повлиять на ситуацию, откровенно говоря, малы. Интерес МОН преимущественно касается обучения. Министерство готово заказывать у SELMI учебные кабинеты по физике (на них, по словам МОН, выделено уже 100 млн грн и планируется в 2016 году еще 250 млн грн.). По предварительным оценкам, в продукции ОАО SELMI были бы заинтересованы также 80 научных учреждений и высших учебных заведений Украины (сумма их заказа может составить около 1684, 9 млн грн). Но проблема в том, что все эти деньги должны быть выделены из государственного бюджета, а в нем, как известно, лишних денег нет.

Другие украинские ведомства, которые потенциально могли бы заинтересоваться продукцией SELMI, проявили еще меньше энтузиазма. Министерство энергетики и угольной промышленности заявило, что для них было бы ценным производство материалов для ядерного топлива, но SELMI может производить максимум 150 кг радиоактивного циркония ежегодно, чего, к сожалению, недостаточно. Очевидно, что завод требует больших и долгосрочных капиталовложений, экономический эффект которых будет заметен гораздо позже. Действительно, кто же у нас сегодня будет делать капиталовложения на долгосрочную перспективу?

Министерство экономического развития и торговли не считает, что ОАО SELMI относится к зоне его ответственности. В течение года ни один представитель Министерства не побывал на заводе, чтобы оценить ситуацию. Как говорится, умерла, так умерла… Большой головной болью стал SELMI для Сумской областной администрации и местных властей. Для этой «заинтересованной» стороны SELMI — это прежде всего задолженность по заработной плате и аренде за землю, а также потенциальная безработица тысячи человек.


Все эти проблемы озвучивались уже не раз в различных межведомственных совещаниях, но их обсуждение почему-то всегда приобретает характер бюрократического заговаривания и не приводит к практическим результатам. Создается впечатление, что SELMI попал в какой-то заколдованный круг. В целом спасение SELMI пока видится только силами денег госбюджета. По крайней мере так ставят вопрос руководители этого предприятия. Желание вернуть завод в собственность украинского государства вполне закономерно. Государство является символом стабильности. Даже такое, как наше. То, что приватизация «SELMI» оказалась неудачной, естественно, должно вызывать страх перед приватизацией как таковой. Сам этот факт невольно подталкивает к мысли о неуместности приватизации стратегически важных предприятий. Только возникает вопрос: почему нужно считать приватизацией передачу украинского предприятия в собственность государственной корпорации другой страны?

С юридической стороны, как заявляет Фонд госимущества, приватизационная процедура была проведена безупречно, в соответствии с существующим тогда законодательством. Это показывает, что вернуть в государственную собственность то, что было приватизировано тогда, сегодня выглядит чрезвычайно сложно. По крайней мере это требует серьезного юридического сопровождения, которое неизвестно удастся ли обеспечить.

Россия долгие годы была главным (хотя и не единственным) потребителем продукции ОАО SELMI. Когда контрольный пакет акций предприятия передавался российскому владельцу, то это, наверное, выглядело закономерным. Среди руководства SELMI есть люди, которые много лет были сотрудниками Росатома. Почему они должны считать российских партнеров врагами? Как они могли предвидеть эту ситуацию? Тем не менее отношения с россиянами начали резко портиться, когда руководство SELMI стало рассматривать западные фирмы в качестве потенциальных партнеров. По странному стечению обстоятельств именно после этого главный владелец окончательно направил свою политику на разрушение предприятия.

Сегодня руководители SELMI уверяют, что в случае возвращения завода в государственную собственность Украины непременно появятся западные инвесторы, на которых можно будет рассчитывать для дальнейшей модернизации мощностей производства. То, что таких предприятий, как SELMI, в мире единицы, делает его потенциально привлекательным для многих международных компаний. Но ни один западный инвестор не будет заинтересован делать свои капиталовложения до тех пор, пока завод хотя бы номинально находится в собственности России. К тому же гарантировать приток иностранных капиталов в условиях, мягко говоря, не очень привлекательного инвестиционного климата на Украине довольно трудно.

То, как решается проблема ОАО SELMI, производит впечатление торжества бюрократии над здравым смыслом. Люди, которые принимают решения, все эти полиси- и десижин-мейкеры с плохо скрытым раздражением «отфутболивают» проблему от себя, прибегая к мелким отпискам и отговоркам. В ходе длительных и изнурительных дискуссий люди словно забывают, что такого уровня предприятия являются стратегически важными для Украины. Никто не хочет нести ответственность за конкретные решения. Собственно, кто из нас вообще знает, что такое стратегические интересы нашего государства? В чем они? Кто должен платить за них? Что важнее — научные разработки ОАО SELMI или трудоустройства тысячи украинских граждан? На что должны быть направлены инвестиции — на кабинеты физики или на развитие высокотехнологичного оборудования для атомной энергетики и медицины? От кого должны идти эти инвестиции? Как нам не ошибиться с инвестором снова? Эти вопросы национальной безопасности сегодня решаются людьми, понимание которых в основном не выходит за пределы узких корпоративно-ведомственных интересов. А за это время, пока мы топчемся на месте, уничтожение российскими владельцами нашего предприятия становится реальностью.