Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Туристическое воздержание

Ждет ли российский туристический рынок неминуемая гибель? Вряд ли, скорее власти расчищают его для своих друзей.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конец 2015 года увенчался новыми санкциями: на этот раз их жертвой стал турбизнес, а вместе с ним — и сотни тысяч российских туристов. Новый год, вероятнее всего, принесет новые ограничения. Не пора ли нам россиянам забыть о зарубежных курортах?

Конец 2015 года увенчался новыми санкциями: на этот раз их жертвой стал турбизнес, а вместе с ним — и сотни тысяч российских туристов. Новый год, вероятнее всего, принесет новые ограничения. Не пора ли нам россиянам забыть о зарубежных курортах?

Запретная зона

После взрыва самолета над Синайским полуостровом нам запретили отдыхать в Египте. А с конца ноября 2015 года, после того как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик, закрытой для поездок оказалась и Турция. Более 50 процентов российских туристов ездили отдыхать именно в эти две страны.

Месяц спустя встречающим Новый год в Европе Ростуризм порекомендовал «проявлять бдительность», а особо резвые депутаты Госдумы — и вовсе «воздержаться от поездок» в ЕС. К этому стоит добавить резко снизившийся курс рубля, а также разорение многих туроператоров и части авиакомпаний. Итог: даже по официальным данным, количество выезжавших за границу россиян снизилось в 2015 году на треть.

Казалось бы, заботясь о наполняемости бюджета, властям стоило бы поддержать туристическую отрасль. Но не тут то было. Несколько крупных российских туроператоров и некоторые отели попали накануне Нового года под антитурецкие санкции.

Все они пока продолжают работать, но вряд ли могут быть уверены в своем будущем. Вина их в том, что среди совладельцев якобы оказались турецкие граждане или юридические лица. Представители отрасли говорят, что закрытие этих компаний добьет российский рынок выездного туризма. Власти в ответ выделяют деньги на финансирование внутреннего туризма.

Какие монстры лучше?

Неужели российскому правительству наплевать на выездной туризм? А может быть оно всерьез хочет заставить россиян перейти от дешевого отдыха в Турции по системе «все включено» к неприхотливому советскому сервису в каких-нибудь «Далях Ильича»?

Непохоже. Судя по тому, как в 2015 году правительство «решало» проблемы банкротства авиакомпаний и сбора платы с грузового транспорта за проезд по российским дорогам, план иной. Премьер Дмитрий Медведев не врет, когда говорит, что никаких «государственных монстров» в виде корпораций создавать не планируется.

Туристическая отрасль должна остаться в частных руках. И это те самые руки, торчащие из дорогих пиджаков близких к власти бизнесменов, которые в 2015 году уже неоднократно старались залезть в карманы россиян — то при расширении зоны платной парковки, то при создании системы оплаты за большегрузные перевозки «Платон».

Не надо быть Аристотелем, чтобы заметить, что каждые новые санкции приводят, помимо других последствий, к появлениям новых монополистов. После очередного ограничительного решения, то одна, то другая близкая к Кремлю или российскому Белому дому бизнес-группа получает государственный ярлык на создание частной монополии, в крайнем случае, треста, в который войдет несколько дружественных компаний. Они-то на эксклюзивных правах и начинают — по цене заметно выше, чем до санкций — снабжать россиян дефицитными услугами или товарами.

Монополизация в целях безопасности


Еще несколько лет назад на месте частных туристических компаний, конечно же, возникла бы госкорпорация-монополия наподобие советского «Интуриста», а точнее «Спутника», который отвечал в СССР за выездной туризм.

Но сейчас российская экономика съеживается, и все, у кого есть такая возможность, хотят выжать из нее как можно больше денег — как можно скорее. На сложные игры с государственными тендерами и криминальными «откатами» за выгодные контракты времени нет.

Поэтому для выкачивания денег из карманов рядовых потребителей вместо «Спутника» проще создать еще одну систему «Платон». Возражать никто не станет, ведь власти объяснят, что монополизация осуществляется в наших же интересах и ради нашей же безопасности.