Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинско-турецкие экономические отношения и ожидания

© РИА Новости Наталья Селиверстова / Перейти в фотобанкСамолет Boeing 737-900EA авиакомпании Ukraine Unternational в Международном аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле
Самолет Boeing 737-900EA авиакомпании Ukraine Unternational в Международном аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кризис в отношениях с Россией привел к тому, что чрезвычайно важное значение для Турции стала играть Украина. Торговые отношения между странами значительно укрепятся в ближайшее время: этому будет способствовать как визит президента Порошенко в Турцию, так и соглашение о зоне свободной торговли, которое стороны планируют заключить в первой половине 2016 года.

Кризис в отношениях с Россией привел к тому, что чрезвычайно важное значение для Турции стала играть Украина. Торговые отношения между странами значительно укрепятся в ближайшее время: этому будет способствовать как визит президента Порошенко в Турцию, так и соглашение о зоне свободной торговли, которое стороны планируют заключить в первой половине 2016 года. Президент Порошенко предпринимает действия в поддержку турецких бизнесменов на Украине, а в своих заявлениях также дает понять, что страна ждет турецких инвесторов. На Украине для них действительно открываются благоприятные возможности, однако важно правильно оценивать общую ситуацию в стране. Чтобы разумно оценить возможности, которые предоставляет Украина для ведения бизнеса в ближайшее время, было бы целесообразно провести анализ нынешней ситуации в стране и взвесить ряд негативных для нашего бизнеса факторов.

Девальвация и сокращающаяся экономика

В прошлом году сокращение украинской экономики составило двузначную цифру. Россия аннексировала Крым: в этом туристическом центре Украины, занимавшем 5% ее площади, проживает более двух миллионов человек. Значительная часть Донбасса, региона, в который входят Донецкая и Луганская области — на них приходится 15% промышленности страны и 25% экспорта — фактически не контролируется центральным правительством. Рост долгов и драматическое падение национальной валюты в период сокращения ВВП и численности населения привели к тому, что отношение задолженности страны к ВВП увеличилось с 40 до 100%. Национальная валюта Украины, гривна, упала в цене на 70% относительно американского доллара и за последние полтора года обесценилась сильнее, чем любая другая мировая валюта. На фоне территориальных потерь и общей нестабильности серьезный спад наметился и в экспорте. Сокращение экономики и падение покупательной способности оборачивается уменьшением рынков для фирм с турецким капиталом, преимущественно импортеров. В 2014 и 2015 годах снижение объемов продаж и высокая девальвация привели к серьезным убыткам фирм с иностранным (в том числе турецким) капиталом.

Структурные реформы для иностранного капитала


Новое украинское правительство, которое отдает свое предпочтение Западу и понимает, что проведение структурных реформ и их применение на практике — уже не выбор, а необходимость для страны, делает некоторые важные шаги на пути решения общих проблем бизнеса. Украина стремится дать уверенность иностранному капиталу, в частности, искоренить «рейдерские атаки», которые обеспечивают захват компаний отчасти правовым, отчасти силовым путем и в прошлом, пусть и нечасто, случались с компаниями с иностранным капиталом. Стремясь обеспечить в стране верховенство закона, украинские власти идут на отмену чрезмерного регулирования, сокращение числа налогов и контролирующих органов. Для упрощения процедуры получения лицензии они пошли на серьезное урезание перечня лицензируемых видов. Упрощается налоговое законодательство. Благодаря этому реформированию на Украине становится все проще вести бизнес. Для борьбы со взяточничеством и коррупцией было создано антикоррупционное агентство. Реформа правоохранительных органов началась с преобразования организации, которая выполняет функции полицейского органа на Западе: «милиция» в составе 200 тысяч человек стала «полицией». На первом этапе пилотный эксперимент был проведен в столице Киеве, теперь эта практика распространяется и на другие города.

Необходимо решение проблем, возникающих на таможне

Таможня — еще одна сфера, где турецкие фирмы сталкиваются с проблемами. Чтобы избежать потери НДС и таможенной пошлины, украинская таможенная организация применяет практику индикативной / рыночной цены. Но даже в тех случаях, когда на товар установлена действительно низкая цена, а счет выставлен точно, фирмам-импортерам приходится завышать цену в объявленных счетах. Это ведет к финансовым потерям наших фирм. Более прозрачная таможенная система и активная координация между турецкими и украинскими таможенными органами увеличили бы конкурентоспособность наших фирм, работающих в согласии с законами.

Кроме того, из-за трудностей с украинским казначейством наши фирмы, экспортирующие произведенные на Украине товары, сталкиваются с серьезными проблемами при возмещении НДС от государства. Большая часть фирм не может получить возврат НДС наличными, а зачастую им не удается и рассчитать сумму бюджетного возмещения даже при наличии налоговых обязательств.

Визовой проблемы нет, сообщение доступное

Работу турецких предпринимателей на Украине сильно упрощает то, что из Турции очень просто попасть в эту страну. Турецкие авиалинии, среди которых THY, Onurair и Pegasus, обеспечивают рейсы из Стамбула не только в столицу, но и в такие города, как Харьков, Львов, Херсон, Одесса, Запорожье. А Atlasjet начала свою деятельность как украинская компания. Но, как и во многих других секторах, в авиационном секторе Украины тоже присутствует монополизация, что влечет за собой недобросовестную конкуренцию. Из-за этого запросы наших компаний, и прежде всего THY, об увеличении числа рейсов на существующих линиях или об открытии новых линий остаются без внимания. Но больше полетов — значит больше туристов, больше бизнесменов, больше торговли. Взаимная отмена виз 1 августа 2012 года устранила барьеры на пути свободного перемещения турецких и украинских граждан: после чего отменилась необходимость оформлять визу на срок пребывания до 60 дней. А для наших предпринимателей, борющихся с визовыми проблемами во многих европейских странах, это упростило ведение бизнеса на Украине и придало позитивный импульс двусторонней торговле.

Другой важный момент — соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Турцией, заключение которого подходит к последней стадии. Его подписание обеспечит свободное перемещение товаров и услуг. Вместо того, чтобы концентрироваться на единичных проблемах, деловому миру и бизнес-ассоциациям было бы полезно начать активную лоббистскую деятельность в направлении подписания этого соглашения. Кроме того, критически важно устранить препятствия, стоящие перед турецкими и украинскими авиакомпаниями, увеличить число и разнообразить существующие рейсы. И в этой сфере нам тоже нужно активно продвигать свои интересы.

Сильное лоббирование — наше преимущество

На Украине у нас есть сильный деловой мир и ассоциации уважаемых предпринимателей, которые сильно выделяются на фоне бизнес-ассоциаций других стран. Европейский банк реконструкции и развития, крупнейший иностранный инвестиционный механизм в стране, возглавляет турецкий банкир. Глава специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, крайне важного института для Украины, — тоже турецкий дипломат. Турецкие специалисты занимают ведущие позиции и во многих международных фирмах. Наши фирмы лидируют на рынках во многих секторах. Многие инфраструктурные проекты, прежде всего основной терминал аэропорта Борисполь, который соединяет страну с остальным миром, были реализованы турецкими строительными фирмами. А в 2015 году одна наша фирма выиграла крупный государственный тендер на Украине.