В начале этого года доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли впервые почти за десятилетие превысила долю непродовольственных, что указывает на снижение реальных доходов населения и рост бедности. Кроме того, за прошедший год 9 из 10 россиян перешли на режим экономии.
В розничной торговле удельный вес пищевых продуктов составил в феврале 50,1%, а непродовольственных товаров — 49,9%, отмечается в опубликованном на днях отчете за первый квартал 2016 года, подготовленном Институтом социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Последний раз такое соотношение наблюдалось в январе 2008 года.
«Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов населения и роста бедности — известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания», — говорится в отчете РАНХиГС.
Причем на рост бедности указывает не только доминирование пищевых продуктов в расходах россиян, но и то, что они стали вообще покупать меньше как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Общий оборот розничной торговли в январе-феврале 2016 года по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 6,6%, а годом ранее он упал на 5,3% от аналогичного показателя предыдущего года.
По данным РАНХиГС, около 80% населения в той или иной степени испытали на себе проявления кризиса, а еще 15% ожидают чего-либо подобного в будущем и готовятся к этому. В этой связи сокращение расходов, по состоянию на март 2016 года, стало массовой адаптационной стратегией не только бедных, но и абсолютного большинства представителей среднего класса и зажиточных россиян с доходами выше среднего.
Схожая картина представлена и в докладе по результатам мартовского всероссийского опроса исследовательского холдинга «Ромир»: за прошедший год 89% россиян перешли на режим экономии, и только 11% сохранили прежний уровень потребления. При этом 43% респондентов отметили, что экономили на еде, каждому третьему (31%) пришлось сократить траты на одежду и обувь, а каждому пятому — на деликатесы (23%), путешествия (21%) и развлечения (20%).
Причем ситуация продолжает ухудшаться. В отчете Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата) сообщается, что в первом квартале 2016 года доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, упала до 6%, а доля отрицательно оценивающих изменения в своем материальном положении выросла до 53%.
Тому есть целый ряд причин. Во-первых, за первый квартал 2016 года потребительские цены выросли к аналогичному периоду 2015 года на 8,4% (в дополнение к росту на 16,2% годом ранее).
Между тем реальные располагаемые денежные доходы населения снизились в январе-феврале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6,7%, сообщается в последнем отчете Росстата. Причем падение этого показателя значительно ускорилось: в январе-феврале 2015 года сокращение доходов составило лишь 1,9%.
Более того, в январе-феврале 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года упала доля сбережений в структуре использования доходов: с 13,1% до 6,1%. По причине роста цен и снижения реальной заработной платы у значительной части населения в настоящее время отсутствует возможность накопления денежных средств, отметили специалисты РАНХиГС.
Эти выводы подтверждаются данными февральского всероссийского опроса «Ромира»: в 2016 году доля лиц, обладающих сбережениями, обвалилась до 27%, против 75% в 2013 году. Причем из этих 27% около 10% частично потратили свои сбережения в последнее время.
То же подтверждают данные опроса, проведенного в марте 2016 года Национальным агентством финансовых исследований: сбережения имеются лишь у 27%, и большинство жителей России окажутся в очень тяжелой ситуации в случае потери работы или здоровья.
В этой связи неудивительно, что россияне стали смотреть в будущее с откровенным пессимизмом.
По данным РАНХиГС, в марте 2016 года 57,8% опрошенных отметили, что ожидают ухудшения экономической ситуации в ближайшие годы, и лишь 7,6% выразили надежду, что положение вскоре улучшится. Еще 20,1% полагали, что ухудшений уже не будет.
Между тем в марте 2015 года углубления кризиса ожидали лишь 35,4% респондентов, а на улучшение положения рассчитывали аж 24% опрошенных. При этом 24,1% тогда считали, ухудшений не предвидится.
Эти цифры резко контрастируют с ситуацией до кризиса. По данным «Ромира», в 2014 год россияне вошли с самыми радужными ожиданиями, большая часть которых была связана с уверенностью в своем финансовом благополучии и устойчивости экономики России.