Китайские инвесторы продолжают ускоренными темпами скупать активы в Европе и США. По данным фирмы Baker & McKenzie, 2015 год стал рекордным по количеству китайских инвестиций в Европе: они выросли на 27% и достигли объема в 23 миллиарда долларов. Наибольшие капиталовложения китайцы сделали в Италии (7,8 миллиарда долларов), Франции (3,5 миллаирда), Великобритании (3,3 миллиарда), Нидерландах (2,4 миллиарда) и Германии (1,3 миллиарда). Китайские инвестиции на европейском рынке направляются прежде всего в транспорт и инфраструктуру (7,8 миллиарда долларов), недвижимость и отели (6,4 миллиарда), а также в коммуникационные технологии и информатику (2,4 миллаирда). В целом, по объему китайских инвестиций в годовом исчислении Европа уже опередила США. Всего же с 2000 года китайцы вложили 108 миллиардов долларов в США и 97 миллиардов — в Европе.
Франция стала второй европейской страной после Италии по уровню китайских инвестиций. Одной из самых заметных сделок прошлого года стало приобретение аэропорта Toulouse-Blagnac китайским консорциумом Symbiose. Китай завоевывает также туристический и гостиничный рынок: шанхайский инвестфонд Fosun приобрел французского глобального туроператора Club Med почти за один миллиард евро, компания Jing Jian International — гостиничную сеть Louvre Hotels (сумма сделки около 1,2 миллиарда евро), а затем купила 11,7% акций группы Accor Hotels. В Италии компания ChemChina приобрела крупнейшего производителя шин Pirelli.
Примечательно, что 65% инвестиций на европейских рынках сделаны китайскими госкомпаниями, в то время как в США наиболее активны частные инвесторы из Китая. Если в Европе китайцы делают упор на активах в отельном бизнесе и транспорте, то в США — на секторе услуг и развлечений.
Китайцы не скупятся на покупку самых дорогих объектов в сфере недвижимости, таких как отель Waldorf Astoria в Нью-Йорке и Marriot Champs-Elysee в Париже. В Европе и США их привлекает надежность капиталовложений, высокий уровень доходности и возможность получить вид на жительство в ЕС для состоятельных китайцев.
В Европе интерес китайских инвесторов постепенно сдвигается к Средиземноморью — коммерческой и жилой недвижимости юга Франции, Испании, Италии, Кипра и Греции. Любопытно, что китайцы среднего достатка начали активно скупать недвижимость в Латвии. Здесь основную роль сыграла заинтересованность в шенгенской визе. Китайцы мало что знают о Латвии, но их привлекают низкие цены и близость к Германии. Не следует забывать и Россию: в Санкт-Петербурге инвестфирма из Шанхая строит жилищный и торговый комплекс «Балтийская жемчужина», рассчитанный на 35 тысяч человек.
Что кроется за инвестиционной активностью китайцев?
Аналитики обращают внимание на резкую активизацию процесса по скупке активов в Европе и США: 80% китайских инвестиций на этих двух направлениях были сделаны в последние четыре года. Что на самом деле кроется за «инвестиционной лихорадкой» китайцев? Экономисты считают, что у компаний из КНР накопилось много наличных денег, и им крайне необходимо инвестировать их с целью диверсификации своего портфеля. Это тем более актуально, что китайский рынок имеет тенденцию к замедлению роста. Есть и идеологический аспект: руководство КНР хочет укрепить имидж страны за рубежом. Если раньше китайцы покупали на мировых рынках преимущественно сырье и энергоносители, то сегодня их интерес сместился к более престижным активам — страховым и технологическим компаниям, объектам инфраструктуры, отелям и кинотеатрам. При этом нуждающийся в деньгах Запад отбрасывает политические предрассудки. Если 10 лет назад Конгресс США заблокировал продажу нефтяного консорциума Unocal китайской Sinopec, то сегодня возражений на такого рода сделки практически нет.
Европейские аналитики уверены, что скупка зарубежных активов осуществляется при руководящей и направляющей роли коммунистической партии Китая. Весьма вероятной представляется гипотеза, что в ожидании глобального финансового кризиса Китай пытается перевести свои гигантские валютные резервы в недвижимость и золото. Начиная с 2010 года импорт золота в Китай (только через Гонконг) вырос на 700% — со 120 тонн до почти тысячи тонн в год. Реальные данные о запасах золота у китайского государства и частных лиц держатся в секрете. Согласно западным источникам, Китай скупает до 40% золота, поступающего на мировые рынки. Агентство Bloomberg Intelligence оценивает золотые запасы Китая в 2015 году в 3500 тонн, хотя официально Пекин называет цифру в 1700 тонн.
«Патриотический капитализм» в действии
Власти Китая поощряют «патриотический капитализм». Среди его наиболее ярких представителей — китайский миллиардер Ван Цзяньлинь (Wang Jianlin), глава корпорации Dalian Wanda Group (стоимость активов — около 100 миллиардов долларов). Он активно строит мировую торгово-развлекательную империю, включающую недвижимость, коммерческие центры и кинотеатры. Несколько лет назад Ван Цзяньлинь купил в США сеть кинотеатров AMC Theatres за 2,6 миллиарда долларов, а в марте этого года — сеть Carmike (1,1 миллиарда долларов), сделав Dalian Wanda Cinemas крупнейшей сетью кинотеатров в мире. Его последнее приобретение в США — киностудия Legendary Entertainment за 3,5 миллиардов долларов. Не забывает Ван Цзяньлинь и старушку-Европу: его проект «Большой Париж» (торговые центры, кинотеатры, отели, тематические парки и кинотеатры) оценивается в три миллиарда евро.
Спорт также становится важным направлением для инвесторов из Китая. В 2015 году Wanda Group купила 20% акций испанского клуба Atletico Madrid, швейцарскую спортивно-маркетинговую компанию Infront Sports & Media за 1,2 миллиардов долларов, а в этом году стала одним из главных спонсоров ФИФА. Говорят, что Ван Цзянлиня поддерживает в этом сам председатель КНР Си Цзинпин, который является большим любителем футбола.
Еще один мастодонт китайского большого бизнеса — глобальная страховая компания Anbang. В марте этого года она купила у американской инвестгруппы Blackstone курортно-отельную сеть Strategic Hotels & Resorts. Кроме того, Anbang приобрела за 1,6 миллиарда долларов американские страховые компании Fidelity & Caranty Life и US Annuities. Возглавляет гигантский консорциум Anbang практически неизвестный широкой публике миллиардер У Сяохой (Wu Xiaohui) — один из наиболее близких к руководству КПК «красных капиталистов». Он женат на внучке Дэн Сяопина и связан кровными узами с другими членами китайского руководства. Как пишет китайская пресса, «У Сяохой сражается на деловом фронте с чувством подлинного патриотизма».
Международные рейтинговые агентства смотрят с некоторым скептицизмом на размах китайских зарубежных проектов и опасаются за срыв финансирования. Однако сами китайские инвесторы демонстрируют уверенность, поскольку чувствуют за собой поддержку китайского правительства и компартии.