Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демонстрация слабости

Почему Евросоюз не ввел санкции против России за преступления в Сирии.

© РИА Новости Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкПредседатель Совета министров Итальянской Республики Маттео Ренци выступает на пленарном заседании "На пороге новой экономической реальности" в рамках XX Петербургского международного экономического форума
Председатель Совета министров Итальянской Республики Маттео Ренци выступает на пленарном заседании На пороге новой экономической реальности в рамках XX Петербургского международного экономического форума
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавний саммит ЕС, на котором планировалось по настоянию немецкого канцлера Ангелы Меркель и французского президента Франсуа Олланда принять, в частности, и санкции против России за ее преступления в Сирии, завершился ничем. Из текста заключительной декларации саммита ЕС изъяли слова о возможном введении санкций против союзников сирийского президента Башара Асада за их действия в сирийском конфликте.

Недавний саммит ЕС, на котором планировалось по настоянию немецкого канцлера Ангелы Меркель и французского президента Франсуа Олланда принять, в частности, и санкции против России за ее преступления в Сирии, завершился ничем. Из текста заключительной декларации саммита ЕС изъяли слова о возможном введении санкций против союзников сирийского президента Башара Асада за их действия в сирийском конфликте. Лидеры Европейского Союза осудили Россию за бомбардировки гражданских лиц в осажденном сирийском городе Алеппо, но столкнулись с сопротивлением Италии в вопросе введения новых санкций против Москвы.

Итальянский премьер-министр Маттео Ренци, чья страна имеет широкие торговые связи с Россией, заявил, что экономические санкции не должны быть частью этой стратегии, потому что они не заставят Москву вести переговоры по мирному урегулированию.

«День» обратился к украинским и европейским экспертам с просьбой прокомментировать результаты саммита ЕС, на котором европейские лидеры не смогли принять санкции против России за ее действия в Сирии, хотя накануне этой встречи в верхах президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель говорили о возможном введение таких ограничительных мер.

ЕС и санкции против России: слабость — главный геополитический риск для будущего Европы

Николя Тензер, Директор парижского центра изучения и осмысления политических решений (CERAP): Об этом грустно говорить как с моральной точки зрения, учитывая войну на уничтожение, которую ведет Россия в Сирии, так и со стратегической. Этот тревожный сигнал подрывает роль ЕС на мировой арене и уменьшает доверие к вопросам внешней политики и политики безопасности этого объединения. Германия, Франция и Великобритания, а также Польша, балтийские страны и некоторые другие понимают, что главной угрозой является Россия и не только для Европы, но и для мирового порядка в целом. Но некоторые страны закрывают на это глаза и ведут себя безответственно.

«Некоторые лидеры не осознают того факта, что путинская Россия — это не нормальное государство, она всегда хочет воспользоваться компромиссом только в свою пользу»

«День»: Почему некоторые страны в ЕС надеются, что через диалог можно заставить Россию вести себя ответственно, в соответствии с международными нормами?


— Очевидно, некоторые лидеры не осознают того факта, что путинская Россия — это не нормальное государство, она всегда хочет воспользоваться компромиссом только в свою пользу. Как я уже отмечал, любые переговоры с Россией — проигрышная игра. Поскольку Россия является агрессором и на Украине, и в Сирии, переговоры только дают ей преимущество для осуществления злых намерений. Вера в диалог с Россией повредит международным нормам и организациям. Конечно, это может быть объяснено только российской пропагандой и некоторыми краткосрочными частными интересами. Я не вижу никакой рациональной причины такому умиротворяющему настроению.

Некоторые люди также вдохновляются российской пропагандой и считают, что Россия может помочь в борьбе с «Исламским Государством» (ИГ), с терроризмом, что не соответствует действительности. Мы все знаем, что ни Россия, ни режим Асада не борются против ИГ. Наоборот, нанося удары по сирийским повстанцам, они усиливают ИГ и терроризм. Не надо также забывать, что война и репрессии в Сирии являются главной причиной потока беженцев, направляющихся в Европу. Последствия этой войны — еще большее смятение в Европе, меньше согласованности в действиях, больше критики либерализма и демократии, рост экстремистских групп, что играет в пользу Москвы. Россия это не партнер, а соперник. И давно уже пора откровенно называть вещи своими именами.

«Пришло время сказать «стоп» и принять соответствующие меры против РФ»

— Вполне очевидно, что такая тактика не принесла результата ни на Украине, ни в Сирии, в таком случае, наверное, надо применять санкции против России…


— Да, я согласен с этим. Мы видим, что только санкции могут повлиять на Россию в долгосрочной перспективе, хотя Путин не переживает из-за страданий и ухудшения положения русского народа. Если мы решим снять санкции против России в отношении Украины и не введем санкции против Кремля за кровавую войну в Сирии, то Россия выйдет победителем, и это поощрит ее продолжать войну в обеих странах, а также увеличит угрозу либеральным демократиям.

Поэтому настало время сказать «стоп» и принять соответствующие меры против РФ. Россия даже больше не скрывает своей игры: Путин признал роль вооруженных сил во вторжении на Украине и их преступления в Сирии, а это бомбардировки гражданских, медицинских учреждений, гуманитарных конвоев и спасателей, что хорошо задокументировано. Он пренебрегает международным правом, в частности гуманитарным.

«Любое самодовольство относительно авторитарных государств увеличивает опасность для демократий»

— Поскольку Запад исключил изначально военный вариант решения конфликта и на Украине, и в Сирии, то что мешает прибегнуть хотя бы к такому инструменту, как ужесточение санкций, который доказал свою эффективность с Ираном?


— Единственной причиной является трусость и лоббирование со стороны сторонников Путина и экономически заинтересованных групп. Некоторые страны также опасаются, что Россия применит ответные меры, что абсурдно, поскольку Россия уже угрожает безопасности Европы и ее основным демократическим и либеральным ценностям. Такими уже давно являются взгляды умиротворителей. История учит, что это не работает, и мы знаем, какой была судьба умиротворителей: поражение, война и бесчестие. Любое самодовольство относительно авторитарных государств увеличивает опасность для демократий. Но, как сказал Гегель, только одно мы узнаем из истории, что мы никогда не учимся истории. Вот где мы находимся!

«На многих итальянцев повлияла российская пропаганда, включая Министерство иностранных дел»

— Почему, по вашему мнению, Италия, которая, пожалуй, больше всего страдает от кризиса беженцев, выступает против введения санкций против России за ее действия в Сирии?


— Я наблюдаю за итальянскими лидерами уже давно и встречался с ними на международных конференциях. На многих из них действительно повлияла российская пропаганда, включая Министерство иностранных дел. Некоторые из них не имеют никаких этических педостережений. Многие компании действительно имеют сильные экономические интересы в России. Другим объяснением может быть то, что итальянцы чувствуют, что ЕС не поддержал их в решении вопроса беженцев, и теперь они хотят отомстить, что не соответствует действительности. Такое недоверие в Европе вызывает обеспокоенность.

Однако это не может быть достаточной причиной, чтобы выступать против санкций, а наоборот. И вы правильно сказали, что именно Италия больше всего страдает от того, что Россия поддерживает Асада.

«Некоторые страны хотят дружить с Россией по идеологическим причинам (Венгрия, Словакия, некоторые чешские лидеры)»

— Президент Европейского Совета Дональд Туск заявил во время саммита: «Совершенно очевидно, что стратегия России заключается в ослаблении ЕС. И у нас нет иллюзии относительно этой трезвой оценки ситуации». Но почему такое мнение не разделяют все члены ЕС?


— Дональд Туск сказал правду. Я считаю, что большинство стран, включая Великобританию, Францию и Германию, разделяют такую оценку. Но некоторые страны не хотят слышать правду из-за названных выше причин. Кроме экономических интересов, некоторые страны хотят дружить с Россией

по идеологическим причинам (Венгрия, Словакия, некоторые чешские лидеры), и позиция относительно России становится частью внутренних политических дебатов. Например, в Германии, Социал-демократическая партия, лидеры которой испытывают влияние Герхарда Шредера, пытаются наладить отношения с Россией и занимают очень мягкую позицию в отношении этой страны, в то время как радикальная левая политическая сила Die Linke является откровенно прокремлевской. Они до сих пор пытаются оживить Ostpolitik, которая не имеет никакого отношения к современной России. Во Франции крайнее прав лидер Марин Ле Пен, консерваторы Николя Саркози и Франсуа Фийон, некоторые социалисты такие, как Арно Монтебург и радикально левый Жан-Люк Меланшон, также выступают за отмену санкций и иногда занимают откровенно пророссийскую позицию, которая может угрожать независимости Франции. Некоторые из упомянутых выше политиков стремятся стать сильным лидером и их не беспокоят демократические ценности, другие являются откровенно антиамериканскими. Подобное происходит во многих странах, где существуют крайне правые и левые политики, как, например, Джереми Корбин в Великобритании. Это означает, что многие европейские лидеры, например Олланд и Меркель, должны бороться с собственной оппозицией, что сложно в избирательные периоды, а для немецкого канцлера это еще сложнее, поскольку Социал-демократическая партия является членом правящей коалиции.

«ЕС должен оставаться объединенным и сплоченным и четко высказываться как относительно российской угрозы, так и по поводу распространения наших либеральных ценностей»

— Видите ли вы возможность со стороны ЕС сдержать действия России как на Украине, так и в Сирии?


— Что касается ЕС, то единственный способ — это продолжение санкций против России за действия на Украине и даже их усиление, а также введение новых санкций за преступления, совершенные Москвой в Сирии. Мы также должны противостоять российской пропаганде в широком диапазоне и усиливать наши средства для опровержения лжи, которая распространяется среди нашей общественной мысли. А более того, ЕС должен оставаться объединенным и сплоченным и четко высказываться как относительно российской угрозы, так и по поводу распространения наших либеральных ценностей, находящихся под угрозой во многих странах, включая Польшу.

НАТО и ОБСЕ должны сыграть ключевую роль, а также страны ЕС должны быть более активны в этом отношении, хотя на самом деле не все это делают. Но, к сожалению, правда заключается в том, что единственным решением является военное сдерживание, которое должно сопровождаться политическим сдерживанием. Но ЕС не является достаточно мощным без США. Если Вашингтон воздержится и не будет играть свою роль, как он это делает сейчас, ничего серьезного не произойдет на Украине и Сирии. Можно только надеяться, что новая администрация, которая начнет действовать 20 января 2017, будет более упорной и ответственной, чем Обама.

«Угроза санкциями, какой бы она ни была слабой, все же остается более эффективной»

Николай Капитоненко, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:   

— Санкции — очень непростой инструмент. Дорогостоящий и часто с ограниченной полезностью. Он позволяет оказывать давление, особенно на более слабого соперника, позволяет повышать цену плохих решений, но заставить изменить политику с его помощью очень сложно. «Украинские» пакеты европейских санкций фактически выступают заменителем действенной стратегии ЕС в отношении России.

Они позволяют сохранить лицо и оказывать давление, причем как на Россию, так и на Украину. В Сирии же ситуация иная. В этом ближневосточном конфликте позиции России сильнее, а позиции ЕС — слабее. Наложение антироссийских санкций отдельно «за Сирию» вряд ли было бы эффективным. Да, можно было бы расширить список лиц или сформировать отдельный. Но на этом возможности воздействия на ситуацию были бы исчерпаны. Сильных инструментов у ЕС по оказанию влияния на Кремль в Сирии нет, но в то же время сохраняется высокая степень уязвимости в вопросе новых волн беженцев. Угроза санкций, какой бы она ни была слабой, все же остается более эффективной.

«Сейчас Ренци пытается доказать Франции и Германии, что имеет отдельное мнение и с ним надо считаться»

Екатерина Зарембо, заместитель директора Института мировой политики, Киев:

— Позиции Италии в ЕС укрепились после Брексита, поскольку Италия заняла неформальное место среди европейской «Большой тройки». Сейчас Ренци пытается доказать Франции и Германии, что имеет отдельное мнение и с ним надо считаться. Вполне ожидаемо, что в кругу лидеров ЕС Ренци будет использовать вопрос относительно санкций в обмен на преференции для Италии по другим вопросам (как уже происходило в прошлом). Это также может быть посылом внутреннему электорату в Италии, который 4 декабря пойдет на референдум по поводу изменений в Конституцию, определяющим для дальнейшей политической карьеры Ренци. Не секрет, что в Италии значительная часть электората, в частности бизнес-круги, против даже существующих санкций для России, не говоря уже об их расширении.